Медиакарта
19:38 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Театр военных действий

Театр военных действий
12:09 | 07 мая 2014
Источник:

Досье: Александр ПЕТРУШИН – историк-краевед, кандидат исторических наук. Родился в деревне Новотроица Нижнетавдинского района Тюменской области. Больше четверти века занимается раскрытием «белых пятен» в истории Сибири. Особую известность получила серия его книг «На задворках Гражданской войны», на ней основан кинофильм «Господа офицеры: Спасти императора». Консультировал режиссера А. Кравчука при создании фильма «Адмиралъ».

Наш регион во время Великой Отечественной считался глубоким тылом. Здесь располагались госпитали, сюда эвакуировали предприятия, работающие для фронта, и даже саркофаг с телом Ленина.

Но война не обошла наш край стороной. О малоизвестных ее страницах мы говорим с тюменским краеведом, кандидатом исторических наук, раскрывшим немало «белых пятен», Александром ПЕТРУШИНЫМ.

Все началось со шпионов

– Александр Антонович, значит, и наша область воевала, и на нашей территории были бои?

– Во-первых, тюменцы уходили на фронт. По переписи населения 1939 года в нашем регионе проживало около миллиона человек. За годы войны на фронт ушло около 220 тысяч наших земляков. И свыше 103 тысяч из них домой не вернулись.

А северная часть нашей области была в какой-то степени, подчеркну, временным театром военных действий. Конкретное место: Северный морской путь. Время: первая летняя навигация 1942 года, затем лето 1943-го, 1944 годов. Главное событие здесь – морская операция под кодовым названием «Вундерланд», что в переводе с немецкого «Страна чудес». Это август 1942 года.

Все началось, как всегда, со шпионов. Немцы получили донесение германского военно-морского атташе в Японии о прохождении у берегов Камчатки 20 советских транспортов из США. В то время существовала программа ленд-лиза, по которой американцы оказывали помощь Советскому Союзу боеприпасами, техникой, продовольствием. Первого августа шпионы сообщили, что эти 20 транспортов вместе с четырьмя ледоколами вошли в Берингов пролив. Немецкое командование предположило: конвой идет Северным морским путем в Архангельск. И у фашистов созрел план операции «Вундерланд» – уничтожение судов, которые, как они подсчитали, во второй половине августа должны были собраться у входа в пролив Вилькицкого – это акватория нашей области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Второй частью плана была окончательная ликвидация Северного морского пути. Без радиосвязи по этому маршруту невозможно было ходить, льды же кругом, метеоусловия нужно было постоянно сообщать, а радиоцентр был только на Диксоне. Отсюда задача – двинуться к Диксону, все здесь разбить огнем корабельной артиллерии, высадить десант, захватить остров, базу, гидрометцентр и радиостанцию, добыть климатические карты и карты коммуникаций и фарватеров и «закупорить» Карские ворота. Для выполнения этого плана был выделен тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» с экипажем около 700 человек, гидросамолетом на палубе для разведки и мощным вооружением – только орудий разного калибра два десятка. Сопровождали его семь подводных лодок.

По донесениям, полученным фашистами, советская оборона в районе Карского моря в 1942 году была очень слабой и носила временный характер. Так и было. Морской порт Диксон начали строить только в 1938 году. Он был на всем Северном морском пути главным центром – здесь находились центральные метеослужба и радиостанция. Но поскольку коммуникации не были налажены, радиообмен велся в открытом режиме. Поэтому немецкие подлодки легко перехватывали переговоры и знали всю обстановку. Неудивительно, что «Адмирал Шеер», выйдя из Северной Норвегии, незаметно прошел весь путь и оказался в Карском море. Правда, ледовую обстановку немцы все-таки не смогли просчитать, и крейсер затерло ледяными полями. А самолет во время одного из разведывательных полетов разбился.

– Это сильно повлияло на ход операции?

– Нет. «Шеер» кое-как освободился из ледового плена и направился в сторону Диксона. И тут на его пути неожиданно оказался ледокольный пароход «Сибиряков». Шансов спастись у беззащитного парохода при встрече с тяжелым военным крейсером, конечно, не было. «Сибиряков» погиб. Но тайна сорвалась, радист успел сообщить о нападении неопознанного врага. И даже это не остановило операцию. Крейсер продолжил двигаться к цели. Фашисты были уверены – на Диксоне артиллерии нет. Но туда уже были доставлены три артиллерийские полубатареи, с калибром орудий от 45 до 152 мм.

Удача была на нашей стороне. Две из них уже погрузили на транспорт, чтобы перевезти на Новую Землю. Но не успели. Если бы атака произошла двумя днями позже, участь Диксона была бы решена. А так «Шеер» зашел с юга, и полубатарея, которая стояла на берегу еще не погруженная, открыла огонь. Крейсер отошел, сделав маневр, зашел с севера, но опять нарвался на ответный огонь. Операция «Вундерланд» провалилась.

Но фашистские десанты высаживались на нашей территории, если продолжить тему боевых действий в нашем крае.

Отпор фашистам дали заключенные

– Время от времени в Интернете появляются публикации о том, что одна из главных целей фашистских десантов – попытка поднять восстание в многочисленных северных лагерях, где сидели, по их мнению, враги советской власти, готовые с ней воевать. Насколько соответствует действительности эта версия?

– Разочарую сразу: лагерей в привычном смысле на территории Ямала до 1947 года не было. Они появились в 1947 году, когда началось строительство Трансполярной железной дороги. Но немцы действительно рассчитывали на то, что можно, используя заключенных, – развернуть повстанческое движение с целью захвата промышленных центров Урала и разрыва европейской части СССР с Сибирью и Дальним Востоком.

Факты вооруженных выступлений в лагерях имели место. Например, так называемое восстание Ретюнина в одном из воркутинских лагерей в январе 42-го. Там заключенные разоружили военизированную охрану, затем напали на райцентр Усть-Уса, захватили почту, прервали связь, перебив охрану КПЗ, освободили заключенных. Восстание подавили. Было убито 48 повстанцев, а сам предводитель застрелился. Были потери и другой стороны – в ходе столкновений погибли 33 человека: чекисты, партийные и советские активисты.

Но фактов взаимодействия вражеских десантов с восставшими заключенными не было. А вот отпор фашистам заключенные давали.

Был такой случай. Немцы, с подводных лодок высаживали на острова Новой Земли десанты для установки радиомаяков, радиостанций слежения. Но там уже разворачивали свои радиопосты наши. И вот в начале августа все того же 1942 года немцы высадили десант на один из островов Новой Земли в Карском море, где находилась так называемая лагерная командировка. Охрана добровольно отдала свое оружие заключенным, среди которых было много репрессированных участников Гражданской войны. Одним из тех, кто возглавил сопротивление вражескому десанту, стал Алексей Гарри.

У этого человека удивительная судьба. В 1918 году юный Гарри попал в боевую дружину легендарного Котовского, был его телохранителем. Несколько раз был ранен, награжден двумя орденами Красного Знамени. В 1923 году переехал в Москву. Стал журналистом и писателем. Участвовал в различных арктических экспедициях. Неоднократно бывал у нас на Ямале. По доносу одной из брошенных им любовниц его арестовали. Это дело в 1931 году рассматривало ни много ни мало Политбюро ЦК ВКП(б). И вынесло вердикт – обвинение его в шпионаже считать недоказанным, а самого Гарри вполне реабилитированным. Но в 1938 году его вновь арестовали, хотя буквально перед этим за участие в очередном полярном походе он был награжден орденом Красной Звезды. Вот и сидел он в наших краях на одном из островов.

О бое с вражеским десантом доложили лично Сталину. И он приказал амнистировать Гарри «как искупившего вину». Но бурная молодость и лагеря подломили его здоровье. В армию Гарри не взяли. Умер он уже после войны, еще успев написать ставшую очень популярной книгу «Рассказы о Котовском».

Юрий ПАХОТИН