Поучение святителяИоанна Златоуста
Я слышу, что некоторые говорят: «Если бы не было вина, мы не были бы пьяницами!»
О, безумные! Люди грешат, а мы презираем дар Божий! Неужели вино – причина такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином.
Итак, лучше скажи: «О, если бы не было пьянства!» А если скажем: лучше не было бы вина, - то может и далее сказать: лучше не было бы железа, потому что есть человекоубийцы; лучше бы не было ночи, потому что есть воры; лучше не было света, потому что есть клеветники.
Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить. Но ты не поступай так, потому что это – сатанинский дух. Не презирай вина, но презирай пьянство.
Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все безобразия его. Скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы обезобразить себя, чтобы быть посмешищем.
Бог тебя почтил этим даром, для чего же ты неумеренным употреблением бесчестишь себя? Что за радость быть не в себе, мучиться множеством болезней, видеть все кружащимся и все во мраке, подобно находящимся в горячке?
Итак, умоляю, не заражайтесь этой болезнью, а тех, которые уже заразились, исхищайте из беды, дабы не было между вами людей, которые хуже бессловесных. Ибо скоты не требуют ничего более того, что нужно, а эти становятся бессмысленнее их, преступая границы умеренности.
Все животные вообще – едят ли, пьют ли – знают предел довольства и не простираются далее нужды, и хотя бы принуждали их, никогда не дадут себе дойти до неумеренности.
Итак, невоздержанные хуже бессловесных в этом отношении. И не только в тот день, когда ты пьян, страдаешь от пьянства, но и после этого дня. Подобно как и после того, когда пройдет горячка, остаются еще следы пагубного влияния ее, и так и у тебя и после того, как пройдет хмель, и в душе, и в теле свирепствует буря. Бедное тело лежит расслабленное, как корабль, разбитый бурей; а еще беднее его душа, потому что и в расслабленном теле воздымает бурю и возжигает похоть. Как по укрощению волнения во время бури остаются следы разрушительного действия ее, так и здесь.
Как там товары, так и здесь почти все доброе выбрасывается.
Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, кротость ли, смирение ли – все это пьянство повергает в море нечестия.
А что еще после этого делает пьянство, того нельзя ни с чем сравнить.
Нельзя пьянице видеть Царствия Небесного.
«Не обманывайтесь, - говорит апостол, - ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (Новый завет, I послание к Коринфянам святого апостола Павла гл. 6. строка 10).
И что я говорю – Царствия Небесного!
Пьяный не видит и настоящих предметов, потому что пьянство дни для нас превращает в ночи, свет – в тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами. И не это только зло рождается от пьянства, но и после пьяницы подвергаются другой, жесточайшей казни; безумному унынию, неистовству, расслаблению, насмешкам, поношению.
Какого же помилования ждать тем, которые убивают себя такими бедствиями? Совершенно никакого.
Итак, потщимся избегнуть этого недуга, чтобы получить нам настоящие блага, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава и держава со Отцом и Святым Духом во веки веков.
Мысли Св. Отцов о грехе пьянства
1.«Вино есть Божие дело, а пьянство – диавольское». (Св. Иоанн Златоуст)
2.«Никто так не бывает любезен диаволу, как в пьянстве пребывающий, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница» (Св. Тихон Задонский)
3.«Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекружение целомудрия».(Блаженный Августин)
Как молиться об исцелении от недуга пьянства
Видя, что страдающий от пьянства человек ведет жизнь слабую, неряшливую, попусту растрачивает ее, уклоняется от своих обязанностей перед родными, обществом – трудно не раздражаться против него, не разгневаться, не озлобиться, не впасть в отчаяние.
Но нам, христианам, нужно относиться и к таким людям по-христиански: с любовию (а если нет уже любви, то хотя бы с сочувствием – как к тяжело больным), кротостью, смирением, доброжелательностью. Будем сами прилежны в молитве, в посте, в исполнении Заповедей Божиих.
Молитесь за них.
-
Каждое утро, поминая о здравии своих родных, близких – поминайте и недугующего душою и одержимого страстью пьянства.
-
Возьмите на себя сорокадневный подвиг чтения акафиста в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», канона в честь св. мученика Вонифатия.
-
Еще в течение сорока дней читайте за пьющего человека Псалтырь. После каждой «Славы…» просите для вашего близкого просветления души, ума и сердца, умиротворения и покоя.
-
Просите своими словами или словами краткой молитвы, составленной св. праведным Иоанном Кронштадским:
«Господи, призри милостиво на раба твоего (полное христианское имя) прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь».
-
За молитвенный труд беритесь по благословению священника вашего прихода. Расскажите ему о печальных обстоятельствах вашей жизни, попросите совета и наставления.
Молитесь перед иконою Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Явление Святого Образа произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал все, что имел, и вскоре стал нищенствовать. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить.
Однажды во сне ему явился старец и приказал идти в город Серпухов (Московская губерния) в монастырь Владычицы Борогодицы, где находится икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и отслужить перед ней молебен.
Без денег, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путь. Но святой старец явился ему во второй, а потом и в третий раз и грозно приказал исполнить повеление. На четвереньках отправился отставной солдат в монастырь. В одном селении он остановился отдохнуть. Чтобы облегчить боль, старушка – хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день ему стало легче. Опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он дошел до Серпухова.
Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страдающий просил отслужить молебен.
Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда подумали: не та ли это икона, что висит в приходе из храма в ризницу? На оборотной стороне ее действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». В лике ученика святителя Алексия – преподобного Варлаама – недугующий крестьянин сразу же узнал являвшегося ему во сне старца. Из Серпухова крестьянин возвращался домой вполне здоровым.
Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась по России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили, чтобы уже возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.
Что изображает эта икона?
По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – «Оранта», только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда Ядомый и никогда не иждиваемый».
А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту жертву – своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
Празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершается 18 мая (по новому стилю).
В храме Святого праведного Прокопия Устюжского чудотворца в с. Армизонское каждую пятницу читается Акафист – (молебное, особенно хвалебное пение) Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша» в 13.00 часов.
Молящиеся просят Божию Матерь помочь их родным и близким, страдающим губительным недугом пьянства.
Если в ваших семьях есть такая беда, вы можете без всяких неудобств и сомнений прийти в храм – Дом Божий, в пятницу, и молиться с надеждой об исцелении ваших родных и близких.
В Храме Святого праведного Прокопия Устюжского чудотворца в связи с празднованием 18 мая иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершится Богослужение –
1) 17 мая – в субботу, в 16.00 часов – Всенощное бдение («Великае вечерне» и «Утреня»)
2) 18 мая, в воскресенье, в 9.00 часов – Божественная Литургия.
3) После Божественной Литургии – Крестный ход,
4) После Крестного хода состоится принятие обета трезвения.
Приглашаем всех, кто желает отказаться от винопития.