Когда я ехала на встречу с жительницей Новогеоргиевки, которой в нынешнем сентябре исполнится 93 года, я думала, что увижу старую немощную бабушку. Но навстречу мне вышла аккуратная, миловидная женщина. Как показало наше дальнейшее знакомство, у Натальи Михайловны Соловьёвой к тому же ясный ум и крепкая память.
Никаких секретов долголетия моя собеседница мне не раскрыла. Их у неё просто нет. И какой-то особенной она себя не считает. Жила как и все деревенские женщины. За девять десятков лет познала и семейное счастье, и радость материнства, и беду, и одиночество. Может быть, среди односельчан выделялась только особым рвением в работе. Не для того, чтобы выслужиться или побольше получить (в те годы крестьяне и трудились-то за так называемые палочки в ведомостях). Просто работать ей нравилось, хотя и на должности её определяли нелёгкие. Была дояркой, прицепщицей, 12 лет (с 1941 по 1953 год) проработала на комбайне. Причём умела не только им управлять, но и ремонтировать. Всю зиму проводила в Пешнёвской МТС (машинно-тракторной станции), что располагалась в 15 километрах от Новогеоргиевки. Добиралась туда из дома пешком. Запчасти новые в те годы достать было сложно, вот комбайнёры и восстанавливали старые, латали да ремонтировали механизмы.
Но никто не удивлялся тому, что за штурвалом комбайна сидела женщина. Многие молодые женщины тогда, во время войны, заменили ушедших на фронт мужчин. Пахали и сеяли, пока солнце не сядет. Жили впроголодь, бедно, но дружно и сплочённо. Не ругались, не злились, никому не завидовали. В минуты отдыха пели песни, угощали друг друга полевыми ягодами.
Выживать помогала картошка, которой садили по 30–40 соток, да подсобное хозяйство, дававшее молоко, яйца, а иногда и мясо. Выпивать было не на что, да и некогда.
Наталья Ивановна с уважением и даже каким-то трепетом относилась к сельхозмашинам – будь то комбайн или трактор. По-хозяйски следила за ними, тщательно мыла. Как только появилась возможность, купила себе мотоцикл и с удовольствием ездила на нём по любым надобностям.
Отношение моей героини к работе можно назвать одной из причин её долголетия. Да она и сейчас не любит сидеть без дела: то с крылечка сметёт, то клумбочки в палисаднике прополет. И сразу на душе становится легче.
А второй причиной вполне можно считать доброжелательное, терпимое отношение к людям. Односельчане говорят, что нет, пожалуй, в округе человека добрее Натальи Михайловны. Она никогда не скандалила, никому не желала зла. Деревенские ребятишки любили бывать у тёти Наташи и не вырывали в её огороде огурцы или яблоки. Да она и сами готова была всё раздать, всех угостить.
Ещё одна причина долголетия – это то, что моя героиня прожила эти годы в красивой, зелёной, экологически чистой местности. Воду пила колодезную, продукты ела простые, не обработанные химикатами. Живёт она в простом деревенском доме, который они с мужем построили своими руками 55 лет назад. Но домик крепкий, хоть и постаревший, и даже печь и окна в нём те же, что были в день новоселья.
В последние годы здоровье Натальи Михайловны стало сдавать. Много денег приходится тратить на лекарства. Но остаётся ещё и на прянички, сгущёнку и фрукты.
– Всё бы ладно, – вздыхает моя собеседница, – кабы не одна.
Правда, надолго она одна не остаётся. Сын Виктор, сноха Валентина, другие родственники постоянно её навещают, выполняют просьбы и заказы.
Скучает бабушка о внуках, с которыми водилась и которых безумно любит. Оба сейчас далеко. Один служит мичманом в Хабаровске, в морских погранвойсках, другой – прапорщиком в Екатеринбурге.
Я слушала Наталью Михайловну и радовалась, что Бог дал ей долгие лета, и с грустью думала о том, что как бы было хорошо, если бы мои мама и отец прожили бы столько же. Если б не коварные болезни. А может, и я не всё возможное для них сделала.
Берегите своих близких, дорожите ими, заботьтесь о них – и тогда, может статься, они тоже будут долгожителями.
Нина РОСТОВЩИКОВА