В ликующем 1945-м старшине медицинской службы, а позже – фронтовой поэтессе Юлии Друниной исполнился всего 21 год. Но какую школу жизни прошла эта хрупкая девушка за годы войны!
1941 год. Москвичей отправляли на строительство оборонительных рубежей. В их числе была и Юлия Друнина. Под Можайском она попала под бомбёжку, а затем в окружение. Прорывалась вместе со стрелковым полком. Выйдя из кольца, отважная девушка уже знала, что её место на переднем крае.
Но судьба решила иначе: эвакуация, посёлок Заводоуковский, куда перебросили 1-ю Московскую спецшколу Военно-воздушных сил, в которой отец Юли – Владимир Друнин – преподавал историю.
Девушка сразу же отправила из Заводоуковска письмо на имя Верховного Главнокомандующего с просьбой взять её на фронт. Маленькая хрупкая 17-летняя москвичка наравне с курсантами спецшколы валила здесь столетние сосны и помогала грузить их на паровоз. Юлия вспоминала: «Работа была адской, жизнь голодной и тоскливой».
Она всё ещё ждала заветное письмо из военкомата, но его не было. Тогда Друнина решила пойти в Ялуторовск пешком по шпалам и убедить-таки выдать ей драгоценную повестку.
Судьба всегда на стороне тех, кто не сдаётся – 3 августа 1942 года пришла долгожданная повестка. Наконец-то Юлия Друнина стала солдатом! Но эшелон, забравший её из Заводоуковска, отправился на Дальний Восток. Она писала: «Высадились мы в Хабаровске и стали курсантами школы младших авиаспециалистов. Мы занимались по 16 часов в сутки. Но кончилось и это. Теперь уже фронт. И тут жизнь мне дала под дых так, что впервые я поверила: судьба... Мне вручили направление «для дальнейшего продолжения службы» в штурмовой авиаполк, базирующийся не на западе, а на... Дальнем Востоке»!
Девушка окончательно распростилась с мечтой попасть на передовую. Но неожиданно пришла весть о том, что в Заводоуковске умер её отец. Обстановка на Дальневосточном фронте в то время была спокойной, и Юлия легко получила отпуск на похороны отца. Она решила воспользоваться этой поездкой и ещё раз попытаться попасть на фронт.
«Выйдя из поезда, прежде всего «сожгла мосты» – порвала и выбросила свой железнодорожный воинский билет. Потом, не заходя домой, пошла на кладбище в сосновый бор. Мой план был прост. Попроситься в первый же воинский эшелон, идущий на запад, сказав, что от своего эшелона я отстала и вот теперь догоняю его. А если меня всё-таки разоблачат и сочтут дезертиром – тоже ничего страшного. Ну, пошлют в штрафную, то есть на передовую».
Так началась фронтовая дорога старшины медицинской службы Юлии Друниной. Она попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк Третьего Прибалтийского фронта. Воевала на Псковщине, затем в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и признана негодной к несению военной службы. Ю. Друнина награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Сразу по возвращении в родную Москву Юлия Владимировна отправилась в Литинститут – она твёрдо решила посвятить себя поэзии...
Мы, заводоуковцы, гордимся тем, что в её поэтическом наследии есть строки, посвящённые нашему краю. Сегодня фронтовой поэтессе исполнилось бы 90 лет…
Татьяна ВОЕВОДИНА,
научный сотрудник краеведческого музея