Николай Живцов – человек удивительной судьбы. Ему довелось жить и работать в разных городах,
но большую часть трудового стажа – почти двадцать лет – он отдал разработке нефтяных и газовых месторождений
в районах Крайнего Севера. Закалённый ямальскими морозами, Николай Константинович
и сегодня придерживается активной жизненной позиции. Он – председатель общественного совета ТОСа «Южный»,
член городского совета ветеранов и участник хора «Ветеран».
От мечты к профессии
– Родился я в деревне Советское Полуденского района Северного Казахстана. Но когда мне было три года, родители переехали в село Александровка Сладковского района. Там я вырос и окончил школу, там до сих пор живёт моя сестра (второй уже нет в живых) и племянники, – говорит Николай Живцов. – Родители были простые труженики, всю жизнь работали в колхозе. Отец Константин Филиппович прошёл войну, был на фронте с 1941 по 1944 год, вернулся домой после контузии. К сожалению, он рано ушёл из жизни, мне было всего десять лет, и я так и не узнал подробностей того, где он воевал. Помню, что рассказывал про болота, но пинские или ленинградские – уже не скажу, и как мучили его после войны ревматические боли…
После 11 классов Николай Живцов мечтал поступить в военное училище связи в г. Кемерово, но не сложилось. И в армию не взяли из-за полученной в детстве травмы. Подумав, он поступил в Ишиме на помощника машиниста тепловоза. Учился хорошо, был старостой группы, командиром комсомольского оперативного отряда, занимался тяжёлой атлетикой. А после получения диплома поехал работать в тюменское локомотивное депо.
– С будущей супругой Людмилой Михайловной я познакомился ещё в школе, – улыбается Николай Константинович. – Сама она родом из села Пешнёво Казанского района. Отец её был бухгалтером, и его отправили на работу в наше село, поэтому 10-11 классы с Людмилой мы оканчивали вместе. А потом она поехала учиться в медицинский, а я – в железнодорожное училище. Поженились мы, когда уже работали. Но семейным железнодорожникам в то время не разрешали жить в общежитии – возникли проблемы с жильём. Я устроился на работу в «Тюменьгазмонтаж», но и там очереди на получение квартир оказались огромными… Тогда возглавлявший трест Игорь Шаповалов (ныне он председатель областного совета ветеранов войны и труда) рассказал мне о казахстанском городе Темиртау Карагандинской области.
Город металлургов и северная закалка
Темиртау – город металлургов, казахстанская Магнитка. Это и промышленный узел республики, и её угольно-металлургическая база. Здесь располагались такие предприятия, как Карагандинский металлургический комбинат, производственное объединение «Карбид», заводы: синтетического каучука, литейно-механический, предприятия пищевой промышленности, стройматериалов… Многие предприятия полного цикла. Работы всем хватало, вот только экология была далеко не самой благоприятной. Именно поэтому Николай Живцов решил, что навсегда в Казахстане не останется. Сегодня он с горечью говорит о том, что многих из тех, с кем довелось работать там, уже нет в живых: сказалось тяжёлое производство.
В Казахстане Николай Константинович защитил диплом механика по эксплуатации и ремонту строительных машин, открыл допуски на работу на различной строительной технике. В Темиртау он не один год трудился на железной дороге и строительных кранах и получил первое собственное жильё. А потом вместе с семьёй вернулся на тюменскую землю. Его, специалиста широкого профиля, высококлассного мастера, манил Север, где высокими темпами шла разработка нефтяных и газовых месторождений.
– На севере моя супруга работала в рентген-кабинете, а я – машинистом кранов. Техника там была хорошая, импортная. И хотя подчас возникали трудности, да и морозы поджимали нешуточные, свою работу я всегда любил, – вспоминает Николай Живцов. – Мы обустраивали Восточно-Таркосалинское и Комсомольское месторождения, газоконденсатные промыслы, монтировали насосы и компрессоры, резервуарные парки, много чем занимались. Там, на севере, я девять лет был и председателем профсоюзного комитета – защищал рабочих людей.
Возглавлять профком Николаю Константиновичу довелось в непростое время – в 1990-е годы. Тогда многие месторождения переходили в частные руки, зарплаты не платили по 6-8 месяцев. Особенно тяжело пришлось вахтовикам, которые, оставшись без копейки, не могли уехать домой. Не говоря уже о том, что в холодильниках северян также было пусто.
Из почти безвыходного положения удалось выйти только благодаря грамотным действиям проф-союза и краткосрочной забастовке работников. По словам Николая Живцова, тогда руководство объединения почти сразу прилетело на вертолётах, чтобы выполнить требования бастующих: долги были погашены в считанные дни.
Семейные ценности
«Семья – это главное в жизни», – уверен Николай Константинович. Он по-настоящему может гордиться тем, что воспитал детей достойными людьми. Дочь Ольга работает воспитателем в детском саду, сын Константин окончил мореходку в Ленинграде, в армии служил в Эстонии. Но когда вернулся после срочной службы в родной порт, тот был фактически закрыт, остался только техучасток. В итоге сын со снохой уехали жить и работать в Ноябрьск.
Подрастают у Людмилы и Николая Живцовых трое внуков и внучка. Старшие парни тоже планируют идти по стопам деда. Один учится в Ноябрьском нефтегазовом техникуме, другой – в Томском университете. Младшие внучата ещё школьники.
– Всегда старался помогать родственникам, – говорит Николай Живцов. – Когда в Александровке стало тяжело с работой, пригласил на север шестерых племянников и племянницу. Все получили хорошее образование, теперь успешно трудятся. Так сложилось, что и дети мои тоже стали северянами. Зять – ведущий инженер в ноябрьских электросетях, а сноха – медик, специалист высшей категории рентген-отделения.
В 2002 году Николай Константинович вышел на заслуженный отдых, причём ещё за год до этого знал: поедет жить на ишимскую землю. Потому что здесь родина, не так далеко до Сладковского и Казанского районов, где у них с супругой живут близкие люди.
– Время идёт очень быстро, и здоровье уже не то, – вздыхает мой собеседник. – Тем не менее я всё равно стараюсь периодически приезжать в Александровку. Сейчас в некогда большом процветающем селе мало молодёжи: все стараются уехать в город. Живут в основном старики, поля стоят заброшенные… Грустно. Очень хочется верить, что деревня ещё сможет возродиться.
Активист и общественник
Когда-то, будучи председателем профсоюзной организации, Николай Живцов отстаивал права северян, сегодня помогает жителям ТОСа «Южный». Говорит, что не в его характере сидеть дома у телевизора, поэтому и взялся за общественную работу.
С ТОСом и его председателем Ниной Александровной Башук Николай Константинович познакомился в 2006 году. В доме, где они жили с супругой, не было старшего, и он пришёл в ТОС по поводу ремонта. Потом его пригласили выступить в концерте, а позже – занять место председателя совета ветеранов.
– Когда в 2008 году финансирование ТОСов прекратилось, Нина Александровна ушла, а я остался, – разводит руками Николай Живцов. – Работаю в основном с ветеранами: организую поздравления к праздникам и юбилеям, помогаю решать вопросы, касающиеся благоустройства, водопровода, отопления, газификации, дорог. Хожу в разные инстанции, прошу, чтобы помогли. Обращаюсь к представителям администрации, ЖКХ и управляющих компаний на совете ветеранов.
Сейчас в списках у Николая Константиновича числится 150 участников трудового фронта, вдов, ветеранов труда и пенсионеров, прибывших из других мест. Живёт на территории ТОСа и участник войны Василий Ермолаевич Номеровский, ему уже 90.
Есть в ТОСе «Южный» и активисты, которые помогают Н.К. Живцову решать возникающие вопросы: Антонина Кузьмовна Григорова, Тамара Александровна Усова, Алексей Александрович Зыбин, Таисия Михайловна Кощеева и Валентина Александровна Бычкова. Поддерживают ТОС комендант дома ветеранов Татьяна Ивановна Вяткина, коллектив библиотеки «Южная». Не остаются в стороне и депутаты, их на территории ТОСа два: Ольга Петровна Загоруйко и Борис Юрь-евич Елизаров. Они готовят подарки детям к Новому году, участвуют в разрешении разного рода проблем.
Когда душа песней полна…
Когда восемь лет назад Николай Живцов впервые пришёл «попеть» в Дом культуры, руководитель хора «Ветеран» Тамара Васильевна Исмакова сразу оценила его голос и позвала к себе в хор. Николай Константинович согласился: петь он любил всегда. Правда, не думал, что на пенсии будет регулярно выходить на сцену, чтобы радовать своим творчеством горожан.
– Увлечение песней у меня началось ещё в школе, в те времена все пели, – рассказывает Николай Живцов. – И петь хотелось. К тому же в советское время без песен немыслим был ни один молодёжный вечер. Много девчат и ребят приходили послушать своих товарищей… В Ноябрьске у меня был друг Александр Тихонович Нестеренко (теперь он вернулся на свою родину, в Воронежскую область). Его жена, как и моя, была медиком, они работали вместе. Мы часто собирались семьями и пели – и за столом, и просто так.
Песни Николай Константинович любит самые разные: и лирические, и военно-патриотические. Вместе с хором «Ветеран» выступает в ТОСах, библиотеке «Южной», Доме ветеранов, геронтологическом центре, выезжает в Дымковку и Синицынский бор, в санаторий.
Совсем недавно, 6 апреля, хор «Ветеран» порадовал ишимцев отчётным концертом, 30 апреля сорвал овации в актовом зале дома ветеранов, выступал на общегородском празднике 9 мая.
– У нас замечательный, очень дружный коллектив, – говорит Н.К. Живцов. – Тамара Васильевна Исмакова – прекрасный руководитель, да и наш баянист Анатолий Викторов задаёт тон. А ещё очень приятно, что этих концертов ждут и нередко нас встречают полные залы. Ну а лично для меня важно и то, что в зрительном зале почти всегда сидит любимая супруга – Людмила Михайловна.
Юлия Кроо.
Фото автора и из личного архива Н.К. Живцова.