Анна Ивановна Казанцева – ветеран Великой Отечественной войны – вот уже около четверти века проживает в Аромашево совместно с дочерью и зятем. При её активном участии в процессе воспитания стали взрослыми внучки: старшая Ольга – замужем, проживает в Тюмени, Валентина оканчивает среднюю школу и скоро тоже «вылетит из гнезда».
Дети Николай Михайлович и Наталья Сергеевна на подворье всегда содержали много различной живности, и тут Анна Ивановна добровольно брала на себя львиную долю хлопот. Кроме того, работала уборщицей в офисе районного объединения «Сельхозтехника», что через дорогу. Сегодня маме и бабушке идёт 85-й год, она чаще недомогает, принимает различные лекарства, по дому передвигается с помощью ходунков, а на ограду ей уже не выйти.
– Я родилась, выросла и прожила большую часть лет в деревне Балаганы, – рассказала Анна Ивановна. – Семья была большая, у родителей нас шестеро, из них я по старшинству вторая. Отец Иван Никитович и мама Александра Викторовна – разнорабочие в колхозе, трудились, казалось, сутками, а семья прозябала в беспросветной бедности. Все дела по дому, по хозяйству выполняли мы, дети. А когда подрастали, один за другим шли в колхоз на работу, чтобы хоть как-то прокормиться. Учиться в школе, хотя в деревне она имелась, нам не довелось: нужно было зарабатывать на хлеб. К примеру, я только немного походила в первый класс, и всё.
Как оказалось, для семьи Казанцевых в Балаганах, для всего советского народа это были лишь «цветочки», основные испытания всех ожидали впереди. В конце тридцатых годов двадцатого века экономика в стране набирала обороты, в сельской местности окрепли колхозы, людям стало дышать свободнее: в деревенских избах появилось вдоволь хлеба.
Анне было двенадцать лет, когда грянула вначале финская война, затем – Великая Отечественная. Началась мобилизация людских и материальных ресурсов, ушёл на фронт и отец большого семейства Казанцевых – Иван Никитович. Попрощались родные на призывном пункте с мужем и отцом и больше его не видели: вскоре получили похоронку. Мама Александра Викторовна осталась одна с шестью детьми.
Старшая дочь Евдокия (сегодня ей около 90 лет, и она проживает в с. Чёрном Вагайского района) выучилась на трактористку и в военные годы работала на технике, Анна пошла в общественное животноводство. Вначале трудилась телятницей, затем около двадцати лет – дояркой, пока не вышла на пенсию.
– Коров доили вручную, – вспоминает Анна Ивановна. – В группе их было, к примеру, у меня 12. В наши обязанности входило не только доение, погрузка тяжёлых фляг с молоком на повозку, но и кормление животных. Ломами долбили сверху замёрзшие ледяные глыбы, вскрывали силосные ямы, возили на лошадях сочный корм, сено. Наработаешься на ферме, а с домашним хозяйством уж по ночи приходилось управляться.
Собеседница вспомнила и о том, как при доении коров женщины мучились с ними в летнюю пору в поле. Животных беспрерывно атаковали полчища кровососущего гнуса: отбиваясь от насекомых, они зачастую наносили ушибы и увечья дояркам. Доение в день было трёхразовое, и средств борьбы с гнусом фактически никаких: немного помогал лишь дым, разведённый рядом.
Только в начале семидесятых годов двадцатого века на Балаганском отделении совхоза «Аромашевский» построили новый коровник и впервые оборудовали его механической дойкой. Облегчённо вздохнули с приходом механизации бывалые совхозные доярки: известная нам Анна Ивановна, её коллеги Валентина Петровна Жеребцова, Прасковья Степановна Анкушева, Клавдия Петровна Хаймина, всего было восемь мастеров.
В 1979 году А.И. Казанцева заболела, её признали инвалидом третьей группы, а через несколько лет вышла на заслуженный отдых. За трудовой вклад в Победу над врагом, восстановление разрушенного народного хозяйства Анне Ивановне присвоили звание ветерана Великой Отечественной войны с вручением специального удостоверения.
Фото: автор