В «столичном» состоялся традиционный научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее». Не первый раз его участников принимала Новотарманская средняя школа. Для работы в секциях, участия в олимпиаде по физике и выставке научно-технических достижений и творчества сюда прибыли 75 учащихся 3-11 классов из 28 образовательных учреждений района.
После регистрации участников форума, а она подзатянулась из-за задержки в пути некоторых делегаций, виной которой была разбушевавшаяся снежная метель, началось торжественное открытие, которое тщательно подготовили хозяева встречи – учащиеся Новотарманской школы. Директор ОУ Наталья Юсупова тепло приветствовала участников форума. «Мы рады встрече с самыми умными, талантливыми и творческими ребятами из всех муниципальных образований района. Желаем вам удачи и верим, что всё у вас получится на самом высоком уровне».
Точки роста
По словам члена оргкомитета форума, методиста районного управления образования Ольги Мякининой, масштабная работа с одарёнными детьми в «столичном», в соответствии с Федеральной целевой программой «Одарённые дети», ведётся давно. Далеко не первый год проводится и форум молодых исследователей «Шаг в будущее». Совсем недавно мероприятие называли конференцией. Поначалу наиболее перспективные дети от каждой школы со своими работами направлялись сразу на областной этап, затем с увеличением числа увлечённых научным поиском и реализацией разнообразных проектов стали организовывать районные конференции, по итогам которых лучшие работы и учащиеся направлялись для участия в областном форуме. В этом году в рамках районного мероприятия, в отличие от предыдущих, была организована олимпиада по физике и выставка творческих и проектных работ школьников. Так что каждый год форуму становятся присущи новые черты и направления.
Ответ на вызов времени
Исследовательская деятельность учащихся напрямую отвечает запросам времени: в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Школа, в свою очередь, прекрасно осознаёт свою роль в развитии талантов и способностей детей и вместе с ними готова отвечать на вызовы времени. Через исследовательскую и проектную деятельность школьники реализуют часть своих склонностей и дарований. Задача педагогов - создать и поддержать творческую атмосферу в школе, вооружить учащихся методами научного познания, технического и имитационного моделирования, методикой обработки экспериментальных данных.
В научной работе педагоги учат школьников выделять несколько этапов: мотивацию, выбор направления исследования, постановку задачи исследования, фиксирование и предварительную обработку данных, анализ результатов исследования, оформление результатов работы и представление её на научно-практической конференции в школе, на уровне района и области.
К подобной работе школьники приобщаются постепенно, начиная с начальной школы, а в среднем и старшем звене, уже имея определённый опыт и обладая багажом теоретических знаний, выполняют более серьёзные исследовательские работы с использованием навыков самостоятельной творческой деятельности.
Играющие конструкторы
Тематика школьных исследований охватывает различные области науки, в этом году они были представлены на шести секциях.
Большой интерес участников, организаторов и гостей форума вызвала выставка творческих и проектных работ. Сразу две группы ребят из Богандинской школы N 1 - Сергей Бушуев и Владислав Шмидт, Сергей Володин и Максим Цаплин - под руководством учителя физики Н.П.Секисовой демонстрировали свои наработки в области робототехники и ЛЕГО-конструирования.
Настоящий экогород представили пятиклассники Никита Райдер и Вадим Панов из Новотарманской школы во главе с С.Н.Ждановым. По словам педагогов, учащиеся с интересом знакомятся с основами программирования и учатся управлять собранными моделями. Свои конструкции они присоединяют затем к микрокомпьютеру NXT, который представляет собой программируемый блок, функционирующий как автономный компьютер. Ожившая модель осуществляет движения и включает различные управляемые элементы, исходя из поставленной задачи или показаний датчиков. Кстати, среда программирования, с которой, играючи, знакомятся наши школьники, в реальной жизни используется в биомедицине, астронавтике, энергетических исследованиях и имеет ещё множество применений. Кто знает, возможно, в одной из этих отраслей в ближайшее время заявят о себе и кулибины Тюменского района.
Дети – золотые руки
Свои достижения в сфере декоративно-прикладного искусства продемонстрировала прекрасная половина человечества из Переваловской, Яровской и Боровской школы N 1. Работа Оли Новиковой из Яра – это корзинка для хлеба. Шестиклассница Элеонора Исупова уже второй год увлечена квиллингом. Навыки изготавливать красивые вещи и панно из бумаги она с удовольствием перенимает у педагога Г.П.Николаевой. На суд зрителей и строгого жюри Эля представила «Райскую птицу» и много других работ. Девятиклассница Екатерина Зайцева из Червишево – автор кукол собственного изготовления. Десятиклассница Кристина Батт из Боровской школы N 1 – постоянная участница кружка «Сувенирная лавка» педагога А.А.Робкановой. Под её руководством девушка прекрасно овладела мастерством ковроделия. Её работы поражают чёткостью композиции, умелым подбором тем, яркой палитрой и большой аккуратностью. Эти качества не остались незамеченными и жюри, присудившему Кристине победу в номинации.
Конкуренция возрастает
По информации управления образования администрации «столичного», в секции «История. Страницы истории Тюменской области» победителем признана Ариана Гайнуллина из Ембаевской школы им. А.Аширбекова. Её работа посвящена блокадному следу в истории села Ембаево. Свой успех девушка может разделить со своим руководителем, учителем истории Элеонорой Горичевой и директором школьного музея Галиёй Шариповой.
В секции «Социально-гуманитарные и экономические науки. Литературоведение. Языкознание» конкурировали 10 учащихся. Победительницей названа Ярослава Эбель – пятиклассница Богандинской школы N 1 с работой «Секреты русского языкознания».
Кстати, её наставница учитель русского языка и литературы Светлана Суслаева подготовила для участия в нынешнем форуме пять человек.
Восьмиклассник Алексей Ларионов из Боровской школы N 1 стал лучшим в секции «Естественные науки и познание мира» среди 13 претендентов. Тема его исследования, которое ему помогла провести учитель биологии Ольга Круглякова, была посвящена влиянию азотных удобрений на урожайность фасоли.
Побеждают юниоры и физики
Младшие школьники в этом году участвовали в соревнованиях юных исследователей «Юниор» по гуманитарному и естественнонаучному направлениям. Сильнейшими признаны: Айна Баширова из Муллашей, исследовавшая качество мягких игрушек, и Маша Усакина из Винзилинской начальной школы, доказавшая, что мыло можно изготовить и в домашних условиях.
По мнению специалистов управления образования района, высокий уровень подготовки учащихся показала и олимпиада по физике. Неоспоримое лидерство в ней завоевали учащиеся Богандинской школы N 1. На их счету три первые места – у Ильи Козлова из 7 класса, восьмиклассника Константина Макушина и девятиклассника Германа Гермония. Лучшим среди десятых классов стал Иван Каргаполов из Каскары, из одиннадцатиклассников – Заур Асланов из п.Московский.
Победители и призёры муниципального научного форума «Шаг в будущее» отмечены грамотами управления образования и подарками. Лучшие работы по рекомендации предметного жюри будут представлены на областном форуме молодых исследователей, который состоится в октябре.
Татьяна ЮРТИНА.