Медиакарта
0:18 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Юрий Конев: «Говорить правду и не обещать лишнего»

Юрий Конев: «Говорить правду  и не обещать лишнего»
14:09 | 21 мая 2014
Источник: Слава труду


Председатель комитета Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, член фракции «Единая Россия» Юрий Конев убеждён: людям следует говорить правду, какой бы она ни была. И не давать обещаний, которые вряд ли сможешь выполнить.


Отца Юрий Конев знает только по фотографиям: он, младший из трёх братьев, родился через пять месяцев после того, как Михаил Антонович ушёл на фронт. А в 11 лет не стало матери, Натальи Васильевны…

– Детство – это масса обязанностей, – вспоминает Юрий Михайлович. – Надо принести воды, накосить сена, наколоть дров. Дом был старый и требовал много топлива. Когда Иртыш разливался, мы с братьями в холодной воде рубили тальник, составляли плот и на лодке буксировали его домой, в Самарово.

– А когда впервые взяли в руки литовку?

– Точно не помню, наверное, лет в семь. Меня с малолетства старшие брали с собой на покос. Поэтому управляться с вилами, граблями, литовкой научился рано. Поначалу всё хозяйство в основном держалось на среднем брате, я – в пристяжных. Косили обычно вдвоём, сено таскали на двух жердях, у меня концы короче (чтобы легче было), у него подлиннее. Затем я на стогу, а он подаёт. Да такие пласты, что только успевай, поворачивайся.

Сено вывезти – отдельная песня. Своих лошадей не было. Благо, что неподалёку имелся постоялый двор – Самаровский ям, через который шли обозы. Когда лошадок ставили на отдых, мы договаривались с ямщиками, платили им деньги и привозили сено домой.

Держали всякую живность, поэтому огород был большой, особенно много садили картошки. Сами кололи скотину, торговали мясом и молоком. А осенью бежали в лес за грибами и ягодами. Одним словом, жили за счёт собственного труда.

Я не ропщу на своё детство. Оно научило меня крепко стоять на ногах, не бояться никакой работы и уважать тяжёлый крестьянский труд. Много лет спустя, когда стал депутатом и приехал в деревню, то прекрасно знал, что селяне всегда проверяют новичка: кто таков? А я профессор, доктор наук. Ну, и отношение соответственное: мол, что ты можешь понимать в сельском труде! А поскольку я его знаю с малолетства, в ходе общения отношение менялось. Жить на селе, безусловно, труднее, чем в городе, но я не понимаю, к примеру, людей, которые всей семьёй на одну корову сена накосить не могут, на чью-то помощь надеются. Тем более что не надо его тащить за 25 километров, как мы с братом в детстве делали.

Все дороги ведут… в Тобольск

– Юрий Михайлович, что было для вас определяющим в выборе профессии?

– То, что единственным высшим учебным заведением, которое практиковало сдачу вступительных экзаменов непосредственно в Ханты-Мансийске, был Тобольский пединститут. На то, чтобы ехать куда-нибудь дальше, денег не было. Я успешно сдал вступительные экзамены и поступил. Вообще у нас в семье многие стали учителями: старший брат и сноха окончили педучилище, одна из тёток учительствовала в Урманном. Педагогами стали две дочери старшего брата, по этой же стезе пошли и мой сын с дочерью.

– Целая учительская династия.

– Так сложилось. Учиться мне в пединституте нравилось, параллельно успевал работать на полставки лаборантом. Со второго курса стал менделеевским стипендиатом, а с третьего – ленинским. Получал целых сто рублей – солидные по тем временам деньги.

Старый корпус института, расположенный в подгорной части Тобольска, в то время отапливался дровами. Дежурная группа студентов должна была наколоть дров. А истопник ночью отапливал аудитории. В общежитии в одной комнате нас проживало 12 человек. Жизнь в конце 50-х была довольно трудной, но для нас привычной.

О карьере

За первые неполные восемь лет, проведённых в Тобольске, Юрий Конев сделал стремительный взлёт по служебной лестнице: старший преподаватель, заведующий кафедрой, проректор по учебной и научной работе, с 1977 года – ректор института. На тот момент самый молодой в Советском Союзе. Отвечая на вопрос о его отношении к карьере, Юрий Михайлович с улыбкой замечает:

– Откровенно говоря, я не думал об этом. Просто так складывалась ситуация. В те годы в Тобольске кандидатов наук было очень немного. Я защитился, получил учёную степень. Заведующего кафедрой, кандидата наук Дягилева назначили ректором. Кто будет кафедру возглавлять? Выбор пал на меня. Подобная ситуация была и при назначении ректором. Я – член партии, всегда болел и сейчас всей душой болею за Тобольский пединститут. Назначили – значит, так надо. Что же касается ректорства, согласился на эту должность, наверное, по молодости. Будь я немного поопытней и поумней, обязательно обратил бы внимание на то, в каком виде принимаю институт.

Фото: Иван ГОРБУНОВ

Автор: Николай БОТАЛОВ