…И стоит в стороне от Усова деревенька Пелевино. 235 лет уже стоит. В одну улочку домов осталось. Жители – в основном пожилые люди, пенсионеры. Среди них семья Чудиновых. Иван Лазаревич и Варвара Николаевна – коренные пелевинцы. Здесь родились, выросли и продолжают жить, радоваться разросшейся ели в палисаднике, свежему ветерку летним утром, неожиданному приезду детей и внуков…
В этом году на праздновании юбилея деревни И.Л.Чудинова чествовали как старейшего жителя. А ещё ему с Варварой Николаевной вручили почётную грамоту за первое место в конкурсе «Лучшая усадьба – 2010».
…Мы осторожно входим в ухоженный дворик. Возле двери – две деревянные палки-тросточки. В сенцах – две пары галош. Невольно улыбаешься, глядя на это. И сразу понятно, что здесь живут пожилые люди.
В летней кухоньке – полосатые дорожки, кровать с железными дужками. Полумрак, прохлада и…запах.
Особенный, деревенский. Он словно переносит в детство, к бабушкиному порогу. И даже в груди немного покалывает от воспоминаний…
Двери нам открыл бодренький, пожилой мужчина. И лишь слуховой аппарат за ухом выдавал, что бодрость эта вперемежку с недугами. Годы берут своё. А вот супруга В.Н.Чудинова вышла навстречу тихонько, держась за стул, дверной косяк. Не отошла женщина ещё от перелома, мучают боли, ходить трудно. И мы догадались, что две палки у крыльца – её «помощники». А Иван Лазаревич обходится пока без них.
– Проходите, здравствуйте… – немного растерявшись от нежданных гостей, сказали нам старожилы, приглашая в комнату.
…Они всегда, с ранних лет знали друг друга. Их сближало трудное полуголодное детство, совместные игры на поляне, работа с малого возраста.
– В третьем классе я бросил учёбу и пошёл трудиться. Боронил, сеял. Наравне со взрослыми. И хотя делали нам поблажку, всё равно работали не покладая рук, – рассказывал Иван Лазаревич.
– А мы с девчонками прицепщицами были, стояли на прицепах, как только трактор сбавлял скорость, прямо на ходу засыпали, – дополняла разговор Варвара Николаевна.
А хотелось ребятишкам учиться. Ох, как хотелось! Бумага была, а вот чернил не хватало. Писали сажей, свёклой.
– Иногда и не до учёбы было. Голод одолевал. Картошка основным блюдом была, а если она заканчивалась, лебеду ели, свекольник, всякую траву, чтобы только немого сытость почувствовать, – говорят супруги Чудиновы.
В наш стремительный век, когда на помощь постоянно приходят технические новинки, работать легче, интереснее. И рабочая неделя в большинстве длится пять дней. И все так ждут выходные! В тылу, в «сороковые пороховые», ни праздников, ни выходных не было. Труженики ковали победу, невзирая на усталость, на то, что до позднего вечера – на полях, на сенокосах.
Иван Лазаревич трудился и кузнецом, и плотником. На пенсию ушёл из скотников. Варвара Николаевна была и прицепщицей, и сортировщицей.
Пятьдесят восемь лет Чудиновы вместе. Вырастили, воспитали четырёх сыновей и дочь. Сейчас дедушку и бабушку радуют пять внуков.
– Сначала жили в крохотной избёнке, потом вот этот дом поставили. Как свела судьба нас почти шестьдесят лет назад, так и живём рука об руку, – сказали пенсионеры.
Сетовали они на то, что забываются события тех лет. Стираются из памяти поколений. А ведь этого допускать нельзя.
…В маленькой картонной коробочке – аккуратная стопочка удостоверений. Документы прилагаются к многочисленным наградам ветеранов труда, тружеников тыла. Варвару Николаевну сорок два года назад наградили «Медалью материнства», Ивану Лазаревичу уже в двадцать лет вручили «Медаль Сталина». А сколько юбилейных наград, и не сосчитать! Бережно хранят Чудиновы их как реликвии. Показывают внукам, чтобы брали пример, росли хорошими, честными, трудолюбивыми.
Вся жизнь бабушки и дедушки является образцом. В огороде до сих пор их руками посажены овощи. В палисаднике – умело подвязаны кусты малины, на которых, словно огоньки того победного салюта 1945-го года, «горят» спелые ягоды. Дом выкрашен, ладные ворота, кругом чисто и красиво.
– Дети помогают, внучата. Сами бы не со всеми делами справились. Спасибо нашим родным, не забывают, приезжают, – поясняли наши собеседники.
…Двадцать два года назад Иван Лазаревитч посадил в палисаднике пять елей. А прижилась только одна. И сейчас шумно «вздыхает» могучее дерево под порывами ветра, опускает свои изумрудные лапы, словно кланяясь хозяевам, словно благодарит их за то, что дали «еловую жизнь». Вот под этим деревом и решили мы сфотографировать Чудиновых. Дедушка собрался быстро. Пиджак с медалями, кепка на голову. А вот бабушку мы немного подождали.
– Губы она там, что ли, красит? – довольно улыбался пенсионер.
А Варвара Николаевна надела нарядную кофточку, на которой блестели, переливались нити люрекса. Блестели и глаза бабушки. И несмотря на то, что очень болят ноги,она тихонько, придерживаясь за стены родного дома, дошда до изумрудной ели и встала близко-близко к мужу. Вот такая и получилась фотография. Всмотритесь в лица супругов. Видите, сколько жизни в них, сколько пережитого отражается как в зеркале? Вот так и нужно жить, вместе, рядом, чтобы быть одним целым, связанным на много-много лет.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО
Фото Александра ПАПУШИНА