Все 38 лет работы учителем Антонина Усольцева из Новой Заимки вспоминает как один долгий счастливый день. Она и сегодня считает свою профессию самой лучшей на Земле и самой важной.
История её рода началась в Сединкино. В семье Ивана Косякова, выходца из Белоруссии, и его жены Анны, уроженки Тверской губернии, Тоня была старшей из шестерых детей. Родившись первого мая, она словно бы раз и навсегда «одомашнила» День международной солидарности трудящихся. И на фамильном гербе Косяковых вполне уместно смотрелись бы союз серпа, с малых лет привычного для материнских рук, и молота, с которым так лихо управлялся отец.
Когда от колхозной жизни, измеряемой «палочками» трудодней, стало невмоготу, семья переехала в деревню Ивановка (Ивановская ферма) Омутинского района. Трудились все без поправки на возраст. Чтобы запасти сено на трёх коров с телятами, разбирали ребятишки литовки, каждый под свой рост, вставали рядком и вперёд. Потому-то всегда на столе у них были наваристые щи да молоко со сметаной. Как потопаешь, так и полопаешь...
Отец, окончивший церковно-приходскую школу, хотел видеть детей образованными. Семилетку Тоня окончила в Новой Заимке. Стать учительницей начальных классов она мечтала с детства. Настоящим волшебством виделась ей наука обучения маленьких неумех письму и счёту. Отец поддержал решение дочери – кто грамоте горазд, сам не пропадёт и другим не даст пропасть.
В 1939 году выпускницу Ялуторовского педтехникума Тоню Косякову распределили в Червянскую школу Омутинского района. Здесь она провела первый урок. Работала с радостью, увлечением, всё больше и больше убеждаясь в избранности своей профессии.
– Я очень любила учеников, а они меня, – рассказывает Антонина Ивановна. – Бывало, окончатся уроки, а они обступят меня со всех сторон, обнимут, так и сидим часами в классе. Сколько раз мама в школу приходила: «Тоня, мы тебя потеряли…»
В мае 1942 года молоденькую учительницу призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Служила в Хабаровске в 534-м истребительно-авиационном полку. Прежде чем подойти к самолётам, полгода изучала их в 55-й школе младших авиаспециалистов. Устройство летательных аппаратов знала, как свои пять пальцев. Как же потом досталось Тониным пальчикам!
– Зима, холод, а мне мыть в бензине детали, готовить самолёт к боевому вылету, – вспоминает сегодня моя собеседница. – Руки побелеют, распухнут. Спросила как-то у командира: «Почему именно я?», а он: «Ты же сибирячка, к морозу приучена, выдержишь!» В карауле стоять по ночам не легче было. И страшно – китайская граница рядом, только Амур переплыть…
В сентябре 1945 года Антонине приказали сдать конспекты, о службе особо не распространяться и демобилизовали. Остались ей в память о войне орден Отечественной войны I степени (она называет его «фронтовичком») и боль в руках, которые пришлось долго лечить.
Участниками войны были два брата Антонины Сергей и Михаил. Первый, пройдя подготовку в Омском пехотном училище, ушёл на фронт в апреле 1943 года. На Курской дуге попал в плен, из концлагеря в Польше его освободили в 1944 году. Приехав домой, Сергей долгое время проработал зоотехником. А трижды раненный Михаил впоследствии стал агрономом.
Вернувшись к мирной жизни, Антонина Косякова учительствовала в Сединкино, Пашковой (в деревне, располагавшейся тогда неподалёку от Колесниково) и Шестаково. Через три года Антонина Ивановна вышла замуж за фронтовика Фёдора Усольцева. Обосновались они в Старой Заимке, а поскольку Фёдора Петровича назначили управляющим отделением совхоза, к постоянной занятости жены он относился с пониманием.
Свекровь Варвара Егоровна помогала справляться с большим личным хозяйством, растить детей. Их было трое в семье: дочери Нина (с ней и живёт сегодня ветеран педагогического труда), Людмила и сводный сын Валентин.
Часть дел Антонина Ивановна переносила на ночь:
– Я за сном не гналась. Старалась, чтобы всё у меня к утру было готово: и тетради проверены, и планы написаны, и бельё отутюжено.
А. Усольцева с уважением говорит о своих коллегах Вере Червяковой, Таисии Рычковой, Павле и Марии Жуковых, Розе и Иване Тунгусовых. Связывали их не только добрые отношения, но и общая преданность делу, ответственность, любовь к ученикам.
Сегодня Антонина Ивановна окружена заботой родственников. У неё шесть внуков, три правнука и праправнучек. Дочь долгожительницы Нина Фёдоровна очень признательна соседям Римме Алексеевой и Людмиле Трушниковой за всегдашнее внимание к её матери. В старости человека должно согревать не одно только солнышко...
Лилия НАЗАРЕНКО
Фото автора