Медиакарта
9:04 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Земли у нас обширны, да порядка в них нет

Земли у нас обширны, да порядка в них нет
10:49 | 26 августа 2010
Источник:

Пожары подтолкнули правительство к централизации и инвентаризации

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН (рис.)

На прошедшем в пятницу заседании президиума правительства логичное административное завершение получила одна главная трагическая тема этого лета – лесные пожары. Весьма буднично, без выговоров и каких-либо упреков в свой адрес был снят с должности глава «Рослесхоза» Алексей Савинов. Ведомство, показавшее полную беспомощность, выводится из Министерства сельского хозяйства и передается под прямое управление правительства.

«Сегодня мною принято кадровое решение: это ведомство возглавит новый руководитель – Масляков Виктор Николаевич», – без лишних эмоций сообщил Владимир Путин. Глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что «полностью стабилизирована обстановка» практически во всех регионах (к счастью для МЧС, жара отступила), режим чрезвычайной ситуации сохраняется только в Рязанской области.

«Создана группировка сил общей численностью 166 тысяч человек и более 35 тысяч единиц техники, что позволило не допустить дальнейшего осложнения обстановки. Ликвидирована угроза более чем для 4-х тысяч населенных пунктов с населением более 500 тысяч человек, не допущен переход лесных пожаров до критически важных для национальной безопасности объектов», – рапортовал министр.

Сергей Шойгу предложил перевести работу оперативных штабов из режима чрезвычайной ситуации в режим повышенной готовности, а «силы и средства возвратить в пункты постоянной дислокации за исключением трубопроводных батальонов, которым поручено в Московской области продолжать обводнение».

В тот же день Президент РФ Дмитрий Медведев отменил введенный им режим чрезвычайной ситуации в Московской и Нижегородской областях, Мордовии. Накануне режим ЧС был снят в Воронежской и Владимирской областях и в Республике Марий Эл.

Только в Рязанской области, как и предлагал Сергей Шойгу, режим был сохранен (Шойгу пообещал «стабилизировать ситуацию» в выходные дни). Российские военнослужащие, призванные на борьбу с пожарами, возвратились «к плановой повседневной деятельности».

Напомним, что пожарная эпопея началась с широкомасштабного привлечения военных для тушения пожаров 2 августа, когда Президент России Дмитрий Медведев ввел в ряде регионов России режим чрезвычайной ситуации.

Главе оборонного ведомства Анатолию Сердюкову было поручено «оказать всесильную помощь МЧС и местным администрациям в тушении пожаров и предотвращении дальнейшего распространения огня».

Военнослужащие Минобороны занимались ликвидацией последствий природных пожаров (речь идет о разборах завалов и проделывании просек, создании минерализованных полос), прокладывали трубопроводы для заливки горящих торфяников, обеспечивая подачу больших объемов воды.

Военная авиация была привлечена к разведке новых очагов возгораний. В целом на помощь МЧС и местным властям в российских регионах в разное время привлекались до 10 тысяч представителей военного ведомства, сообщает «Эксперт».

4 августа, напоминает «Российская газета», президент Дмитрий Медведев, прервав работу в Сочи, вынужден был возвратиться в Москву, где провел экстренное заседание Совета безопасности (СБ), дабы пресечь «преступную халатность» в отдельных «силовых ведомствах».

«Поводом для опасений» стали «стратегические объекты». В частности, глава государства особенно возмутился тем, что Минобороны, которое «привлечено к работе по тушению пожаров, то есть для помощи МЧС и гражданскому населению, в ряде случаев не может защитить само себя».

«На объекте Минобороны в Московской области произошел пожар с тяжелыми последствиями», – сказал Медведев.

Президент имел в виду 2512-ю центральную авиационно-техническую базу морской авиации, где 29-30 июля сгорели штаб, финансовая часть, клуб, 2 бокса автомобильного парка, 13 хранилищ с авиационным имуществом различного назначения и 17 открытых площадок для хранения техники с находившимися на них автомобилями. В столь вопиющем случае важны детали. Проверкой по факту пожара занимались военная прокуратура и военный следственный отдел СКП РФ по Люберецкому гарнизону. Представитель прокуратуры Московского военного округа (МВО) Михаил Смирнов пояснил «Коммерсанту»:

«В ходе проверки было установлено, что командир авиационно-технической базы ВМФ Виктор Биронт в условиях повышенной пожарной опасности не принял необходимых мер для обеспечения пожарной безопасности имущества, а пожарные машины и пожарно-технические средства вообще не были готовы к борьбе с огнем».

В подобной чрезвычайной ситуации, по словам представителя военной прокуратуры, командование части обязано было создать вокруг военного объекта «зону безопасности» – уничтожить сухостой, по которому может распространяться огонь, выкопать противопожарный ров и т.д., однако этого на протяжении нескольких дней, пока горели коломенские леса, сделано не было.

«Как следствие, 29 июля огонь перешел на территорию базы и уничтожил автомобили специального назначения, хранилища с военным имуществом, государству причинен значительный ущерб». Размеры ущерба ещё не подсчитаны.

Материалы проверки в первую очередь легли на стол верховному главнокомандующему Дмитрию Медведеву, который следующим образом высказался по данному поводу: «Это просто невыполнение должностных обязанностей, преступная халатность, когда пожар, который распространялся достаточно спокойными темпами, не удалось локализовать, а руководство базы вообще неизвестно где находилось», – заявил глава государства и объявил о кадровых решениях.

Главкому ВМФ адмиралу Владимиру Высоцкому и его первому заместителю, начальнику Главного штаба ВМФ адмиралу Александру Татаринову объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии (по уставу этот вид взыскания может быть отменен не ранее, чем через год, а до этого оно грозит главкому увольнением за малейшую провинность).

Уволены с военной службы заместитель начальника ВМФ по тылу контр-адмирал Сергей Сергеев, начальник морской авиации ВМФ генерал-майор Николай Куклев, его заместитель полковник Сергей Рассказов и временно исполняющий обязанности заместителя начальника морской авиации по тылу полковник Сергей Манаков. «В ноябре прошлого года, – напомнил Дмитрий Медведев министру обороны Анатолию Сердюкову, – у нас уже была разборка по ситуации в Ульяновске».

Напомним, 13 ноября 2009 года в Ульяновске при пожаре на 31-м арсенале погибли два человека. А 23 ноября, накануне экстренного визита главы государства в Ульяновск, на территории злополучной части взорвался автомобиль с вывозимыми с места ЧП боеприпасами, погибло восемь военнослужащих.

24 ноября президент назвал ЧП «позором» и уволил с военной службы начальника инженерных войск Юрия Балховитина, начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны Олега Чикирева, а также поручил «наказать командование 2-й армии». Вскоре её командующий Олег Макаревич покинул свой пост – он стал заведующим кафедрой академии Генштаба.

Глава государства сообщил, что «тогда были приняты определенные меры», но они, «как показала текущая ситуация, к сожалению, недостаточные». И поэтому «не менее суровые меры пришлось применить к высокопоставленным командирам ВМФ».

Помимо того, президент поручил министру обороны Сердюкову уволить «ещё целый ряд офицеров за допущенные дисциплинарные нарушения». Министр, сообщает «Время новостей», выполнил президентское поручение незамедлительно – к концу заседания СБ стало известно об увольнении с военной службы ещё пяти офицеров базы.

В общей сложности, уточняет «Независимое военное обозрение», за практически полностью сгоревшую 29 июля под Коломной 2512-ю центральную авиационно-техническую базу морской авиации ответило двенадцать человек – по цепочке сверху донизу: от главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого (уведомлен о своем неполном служебном соответствии) до командира роты (уволен без объявления его имени в СМИ).

Разумеется, был уволен начальник сгоревшей базы полковник Виктор Биронт. Материалы проверки направлены в военный следственный отдел СКП РФ по Люберецкому гарнизону для привлечения начальника базы к уголовной ответственности.

Кроме того, военная прокуратура внесла представление главкому ВМФ Владимиру Высоцкому, потребовав незамедлительно устранить нарушения «законодательства о пожарной безопасности», выявленные после пожара на базе.

Правительство в рамках реформы Минобороны действовало системно. 21 июня 2010 года Владимир Путин подписал распоряжение № 1034-р. Оно настолько красноречиво и лаконично, что не нуждается в особых комментариях.

«В соответствии с пунктом 17 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определить федеральное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» единственным исполнителем, оказывающим услуги по проведению землеустроительных работ, работ по поставке на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, проведению работ по технической инвентаризации и поставке на государственный кадастровый учет зданий, строений и сооружений, находящихся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также по определению их рыночной стоимости».

То есть Владимир Путин вынужден был подкорректировать действующий закон, который оказался несостоятельным в отношении оборонного ведомства, равно как и стратегических объектов других ведомств. Очевидно, подобная работа требуется и по лесному фонду.

Возможно, федеральные власти задумаются и о серьезной корректировке Лесного кодекса, который, собственно, и довел лесников, а вместе с ними практически всю страну (сгорело около 2,5 тысячи домов, погибло 53 человека, всего за медицинской помощью в 15 регионах, охваченных пожарами, обратились 1703 человека; прямые расходы бюджета в 2010 году на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации уже сейчас составляют около 19 миллиардов рублей) до подобного положения.