Корейская война продлилась три года – с июня 1950 до июля 1953. По американским источникам, в этой войне погибло 600 тысяч корейских солдат. Со стороны Южной Кореи погибло около миллиона человек, 85% из которых гражданские люди. Советские источники говорят о смерти 11,1% населения Северной Кореи, что составляет около 1,1 миллиона человек. В общей сумме конфликт унёс 2,5 миллиона жизней. Было разрушено более 80% промышленной и транспортной инфраструктуры обоих государств, три четверти правительственных учреждений, около половины жилищного фонда. По завершении войны полуостров остался также разделённым на две зоны.
Прочитав эти строки, читатели, наверное, зададутся вопросом: «Какое отношение эта война имеет к нам?» Однако несмотря на то, что наша страна официально не принимала в ней участия, сотни советских солдат воевали в Корее в качестве китайских добровольцев. Стать участником данного события пришлось и нашему земляку С.И. Данилюку. Как сказал Степан Иванович, этот эпизод своей жизни он хранил в секрете долгие 50 лет, того требовала подписка о неразглашении тайны, данная во время службы.
– Сейчас мне 80 лет, некоторые моменты жизни с возрастом забылись, а вот армейские годы помню до мельчайших подробностей, – начал свой рассказ ветеран.
– На срочную службу меня призвали в 1951 году. В ту пору я жил и работал в Омске. Часть, в которую попал, располагалась на станции Молотово, что рядом с Хабаровском. Нас, новобранцев, с первых дней стали усиленно обучать военным премудростям, готовили к предстоящим боевым действиям. А в один из февральских дней 1952 года по боевой тревоге погрузили в эшелон и повезли дальше на восток. Во время остановки в небольшом городке Гроденово вывели из вагонов, провели перекличку, обыск, из личных вещей при себе разрешили оставить только ручки и бумагу. После погрузили в тот же поезд, который, проехав около 12 километров, снова остановился. Сделано это было для того, чтобы переодеть нас в военную форму китайских добровольцев.
Первое боевое крещение солдат получил на приграничной станции Чен-де. Почти сразу после прибытия часть попала под обстрел с воздуха, и только благодаря оперативным действиям авиации и артиллерии с нашей стороны, вражеские самолёты удалось разогнать. Той же ночью новоиспечённых добровольцев на машинах перебросили к корейской границе.
– По ту сторону границы всё было разбито, разрушено и сожжено. Словом – война со всеми её ужасами, – вспоминает Степан Иванович. – Часть расположили в вырытых землянках, которые там называли казематами. Здесь мы должны были сменить наших солдат, а главная наша задача заключалась в защите стратегически важного объекта – электростанции. Она обеспечивала электричеством Северную Корею и Китай. Находясь там, мы были убеждены, что охраняем безопасность своей страны, граница-то была рядом.
Через полмесяца, после того как новобранцев ввели в курс дела, бойцов, служивших ранее, отправили в Советский Союз. Как только те уехали, вновь занявших пост солдат неприятель стал проверять на прочность. Последовали артобстрелы, авианалёты. Были случаи, когда сбрасывали бомбы, начинённые заражёнными насекомыми. Чтобы уберечь личный состав от болезней, бойцам часто делали прививки.
Вспоминая эпизоды из тяжёлой армейской жизни, Степан Иванович часто замолкал, и по его задумчивому, строгому выражению лица можно было предположить, что ворошить в памяти прошлое, связанное со службой, ему не так-то легко. И это вполне понятно, ведь на той войне ему приходилось смотреть смерти в лицо, терять сослуживцев, друзей, которые были совсем ещё молодыми, которым жить бы на этом свете да радоваться.
По словам старого артиллериста, бойцам часто приходилось менять место дислокации, на одной сопке более пяти дней никогда не задерживались. Постоянные переброски не утомляли солдат.
– Для лучшего обзора выбирали места более высокие. Перебравшись, тут же принимались за оборудование новых землянок, рытьё траншей. Одним словом, спокойной жизни у солдат не было, – вспоминает фронтовик. – Что касается вооружения, то оно у нас было хорошим. Наши лёгкие скорострельные пушки давали возможность забираться на самые труднодоступные места и оттуда вести прицельный огонь по вражеским позициям. За это нас часто называли стрелками-охотниками. Отличное вооружение имел и противник: не давал покоя ни днём, ни ночью. Если в светлое время суток летал, обстреливал штурмовик, то в тёмное его заменяли бомбардировщики.
Служба в Корее китайского добровольца Степана Данилюка продлилась десять месяцев. За боевые заслуги сибиряк получил от китайского и северо-корейского народов две боевые награды, но, к большому сожалению, на сегодняшний день они утеряны. А вот благодарности от Мао Цзэдуна и Ким Ир Сена, по словам Степана Ивановича, у него сохранились.
После заключения 27 июля 1953 года между воюющими сторонами временного перемирия С. Данилюк продолжил службу на территории Китая. Через год демобилизовался, но с возвращением на малую Родину спешить не стал, а отправился в город Миасс Челябинской области, где жил брат. В течение трёх лет работал на военном заводе, здесь же без отрыва от производства выучился на шофёра.
– А потом потянуло в родные края. Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше, – вспоминает Степан Иванович. – В 1957-ом вернулся в Новоберезовку, где прошли мои детство и юность. Идти в местный совхоз не захотел, перебрался в соседнее село Новопетрово, где трудоустроился шофёром в действовавший в те годы химлесхоз. Предприятие это было крепкое, заработки хорошие. Когда его расформировали, перешёл в совхоз «Новопетровский», где на тот момент требовался сварщик. Здесь проработал до самого выхода на пенсию, и вот уже третий десяток я на заслуженном отдыхе. Заработал звание «Ветеран труда», а трудового стажа у меня более сорока лет.
В Новопетрово мой герой повстречал свою судьбу. Как сказал сам Степан Иванович, суженую с красивым именем Наталья. Когда разговор дошёл до темы семейной жизни, инициативу в свои руки взяла супруга ветерана, которая присутствовала во время беседы, но скромно хранила молчание.
– Со Степаном мы познакомились в 1961, в тот же год поженились. Взял он меня в жёны с «большим приданным» – четырьмя малыми детьми, а пятым ребёнком в семье стала наша совместная дочь Татьяна. Вместе вырастили, воспитали и вывели их в люди. Не было такого, чтобы Степан обидел словом или делом кого-то из моих ребятишек. Относился к ним как к родным. И сама все годы прожила счастливо, всегда чувствовала его поддержку, нежность, заботу, и за всё это большое ему спасибо. Да он у меня и сейчас такой же славный, – глядя на мужа, благодарно говорит Наталья Фёдоровна.
– Ну, Наталья, сильно-то уж не хвали, неудобно ведь, – смущаясь, говорит Степан Иванович, на что супруга, нежно похлопывая его по плечу, ответила:
– А что здесь плохого, если всё сказанное – правда.
Степан Иванович и Наталья Фёдоровна вместе почти полвека. Несмотря на немалый срок, сумели сохранить тёплые чувства друг к другу, уважение и взаимопонимание. Живут дружно и счастливо, не жалуясь на жизнь.
– Хорошо живём, пенсии платят достаточно, хватает, иногда даже детей финансово поддерживаем. Одно лишь подводит – здоровье неважное, – закончил Степан Иванович Данилюк.
Л. Гизатуллина, с. Новопетрово.
Фото автора.
НА ФОТО: • События корейской войны С.И. Данилюк помнит в подробностях.