Дом у Августы Федоровны Риффель большой, просторный. Шесть комнат. В каждой на стенах ковры, на полу тоже.
Ковры разные по размеру, яркие, красивые. Не раз снимало Августу Федоровну областное телевидение, неоднократно рукодельница была участницей областных выставок прикладного искусства.
- Мои ковры в Тюмень увозили, - рассказывает Августа Федоровна. - По коврам я заняла второе место. Выкладывать их, ткать дорожки - это идет у нас из поколения в поколение.
Мать Августы Мавра Филимоновна научилась ткацкому искусству у своей свекрови Евдокии Яковлевны. Давно это было, сейчас уже самой Августе Федоровне 83 года. Но и сегодня она помнит, как впервые села за кросны.
- Жички дергать не трудно. Вон мои девчонки, прибегут из школы и быстрей мне помогать. Главное - кросны правильно установить…
«Мои девчонки»… Судьба разбросала их в разные уголки - одна в Екатеринбурге, другая в Санкт-Петербурге, третья - в Новосибирске, четвертая - в Германии. Парни - те дома.
- Алешка только в Тюмень уехал, - замечает Августа Федоровна. - Работы-то здесь совсем не стало.
Сама Августа Федоровна всю жизнь проработала в совхозе «Шабановский». 8 лет была заведующей нефтебазы, 12 лет - на складе кладовщицей, где в уборочную и посевную без выходных. На подворье меньше двух коров не было, овцы, свиньи, куры… Каждую скотину надо было накормить, напоить, много помогали ребятишки. Но к работе Августа Федоровна с детства привычная. Родилась в Хромово Ситниковского сельского Совета. Двор - полный живности. Отца Федора Федосеевича Шабанова в июне 1941 года забрали на фронт. В 1942 году пришла в дом похоронка: погиб смертью храбрых под Ленинградом. Все легло на плечи матери и детей. И до сих пор, как водится в добрых семьях в деревнях, Августа Федоровна садит картофель, грядки с морковью, луком, свеклой и всякой зеленью, с удовольствием ухаживает за малиной, вишней и смородиной. А на подоконниках - дивные огурцы с плодами! Хотя еще только май.
- Летом-то ползаешь и ползаешь по огороду. Но как только непогода, я - за кросны. Их из комнаты и не убираю. Не люблю без работы, - говорит Августа Федоровна.
Первые ковры она выкладывала по месяцу. Сейчас рука «набита», только умей считывать рисунок да считать.
Мы подходим к кроснам. Августа Федоровна по привычке садится на табурет и начинает рассказывать мне:
- Вот это называется навоя, это пришва, на нее холст наматываешь, бердо, челнок… Я последняя в деревне, кто владеет этим мастерством. Здесь нужна усидчивость. Сейчас ведь в магазине можно любой ковер, дорожку купить.
Но испокон веков ручная работа ценилась очень высоко. Многие просят Августу Федоровну продать им дорожки. Сейчас домотканое в моде, в больших квартирах устраивают комнаты под старину, где есть горка для посуды, бабушкин комод, а на полу - тканые дорожки. Кто-то все это покупает, а вот дети Августы Федоровны, 15 внуков, 14 правнуков, многочисленные родственники получили изделия Августы Федоровны в подарок. Они согреты ее умелыми руками и добрыми мыслями.
фото А.САУТИЕВА