О Первой мировой войне – художники столичных типолитографских товариществ
В последние майские дни в 48 городах страны на 58 площадках стартовал уникальный проект, над которым долго и упорно трудились научные сотрудники Государственного центрального музея современной истории России, что в Москве. Посвящен он столетию со дня начала Первой мировой войны, а представлен в виде отсканированных цветных копий русских агитационных плакатов 1914–1916 годов.
Выставку «Неизвестная история: плакаты Первой мировой» поддержали банкиры. Более того, экспозиции после презентаций даруют музеям страны.
С агитплакатами уже познакомили нижневартовцев и тюменцев. В июне и августе к проекту присоединятся Уват и Сургут. Татьяна Симоненко, заведующая музеем-усадьбой Колокольниковых, в стенах которой разместилась тюменская выставка, уверяет, что каждый экспонат, а это не только само изображение, но и с педантичностью составленная историческая справка, бесценен. По ним одним можно легко получить представление о том непростом, как выражаются специалисты, тягучем времени.
История же самого плаката отнюдь не нова: еще в XVII веке самодеятельные художники на срезах деревьев вырезали разнообразные штампы, раскрашивали их и далее могли делать до четырехсот оттисков. Речь о лубке – изображении фольклорного немного наивного или карикатурного характера. Наивность наивностью, а все же народные картинки отмечали важнейшие вехи в жизни людей и страны. Сначала лубком занимались всевозможные художественные товарищества (здесь отметились предприятия Сытина, Челнокова, Машистова, Морозова, братьев Евдокимовых), даже маститый художник Венецианов и тот был к нему неравнодушен. Потом такие «плакаты» стали ближе к газетам начала XX века – и по шрифту, и по подаче. Главное – они объединяли народ. Плакаты Первой мировой войны – это истории подвигов всех – от мала до велика.
Ведущий научный сотрудник музейного комплекса имени Словцова Евгений Бушаров отмечает, что тюменцам очень близка тема Первой мировой. На территории города в районе современной улицы Котельщиков находился лагерь военнопленных. Пять тысяч человек (при местном населении в 50 тысяч) – не шутка! В здании на углу улиц Герцена и Грибоедова располагался военный госпиталь, необходимую помощь раненым оказывали и в романовском отделении третьей городской больницы. В некоторых деревенских домах до сих пор на стенах висят выцветшие фотокарточки очевидцев лихолетья. Память жива, а значит, жив и сам человек.
В августе музейный комплекс представит горожанам новую, уже предметную экспозицию по Первой мировой войне. И там можно будет узнать, какое отношение к ней имели сами братья Колокольниковы, почему пленные офицеры могли носить военные награды и ходить в кино и зачем Николай II настаивал именно на миролюбивой политике. До встречи в музее!
Автор: Ирина НИКИТИНА