Медиакарта
19:40 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Планка молочных заготовок поднимается выше

08:20 | 04 июня 2014
Источник: Трудовое знамя

Сезон большого молока в разгаре. В радиус обслуживания ОСХПК «Менжинский» входят три сельские территории. Каковы сейчас результаты производства молока в частных хозяйствах? Об этом и о многом другом пойдёт наш сегодняшний разговор с руководителем самого крупного потребительского кооператива района А.А.Даниловым.

– Анатолий Анатольевич, какие особенности имеет текущий сезон закупок? – Каждый год складывается по-разному. В прошлом сезоне на это время ждали лучшего результата, но получилось наоборот. В январе-феврале к уровню 2012 года шли с плюсом. Но уже с марта наметился спад в объёмах сбора продукции, который к июню достиг 60 тонн. В текущем сезоне больших задач не ставили, хотелось удержать планку заготовок на прошлогоднем уровне. В зимние месяцы, в марте собирали молока меньше, чем в 2013 году. Но в последующем линия закупок пошла вверх. К началу июня рассчитываем уже выйти на объём заготовок в 213-214 тонн. Для сравнения: результат прошлогодней давности на этот период составил 205 тонн. Думаю, что положительная тенденция распространится и на июнь-июль. Чем объясняется такой совершенно неожиданный рост показателя сбора продукции? Ведь поголовье коров, по сравнению с прошлым годом, уменьшилось. Вывод один: увеличилась продуктивность частного стада. Такой вот позитивный момент зафиксирован в этом сезоне.

– Сколько молока закупает предприятие в разрезе заготовительных пунктов?

– Население Менжинки, главной «молочной» житницы кооператива, ежедневно поставляет на пункт приёма в среднем более двух тонн продукции. Жители Усова реализовали 26 мая 1,19 тонн сырья. Больше 1000 килограммов собирает Шадринский заготовительный пункт. Видите, отрыв у усовцев небольшой. Вообще, объёмы закупа не всегда зависят от численности населения в деревнях и сёлах. Вот ещё ряд наглядных примеров. Пять сдатчиков из маленького Травного реализуют сегодня молока на уровне деревни Рождественка. В Викуловке пять-шесть сдатчиков насчитывается, сырья закупается 80-100 килограммов в сутки, в том же Травном – 360. В обоих населённых пунктах отсутствует общественное производство, но желания добиться весомого дохода у травнинцев намного больше.

– Как ведёт себя закупочная цена на молоко в сезонный пик его производства?

– Цена на молоко нынче невысокая. Она приемлемая. Девятнадцатого мая Ялуторовский комбинат на 30 копеек снизил стоимость литра сырья. Но финансовых потерь от этого сдатчики не понесут. Если бы закупочная цена осталась прежней, доходы от реализации молока в мае оказались бы выше, чем в апреле. Данное обстоятельство объясняется традиционным повышением показателя содержания жира в молоке, который увеличивает объёмы зачётной продукции. Жир будет расти и дальше. В августе, как показывает практика, значение параметра может достигнуть 3,8 - 3,9 процента. Сдатчики, не знающие этой картины, могут расстроиться: «Ой, цена упала, совсем низкая». Пока поводов для беспокойства нет.

– Анатолий Анатольевич, получат ли менжинцы племенных коров в рамках реализации пилотного проекта?

– Те люди, на которых рассчитывает областной департамент, вряд ли согласятся взять таких коров. Стоимость одной головы 100 тысяч рублей. В течение трёх-четырёх месяцев, пока не придёт дотация, снижающая эту сумму наполовину, владелец подворья будет гасить кредитные обязательства, исходя из полного объёма займа. Затраты на страховку, доставку скота увеличат его до 120 тысяч рублей. Селяне, которые держат одну-две коровы, подворья которых считаются «чистыми» по лейкозу, участвовать в программе не будут. Их даже и в заявках-то нет. Рассчитаться за кредит могут лишь владельцы подсобных хозяйств, имеющие десять коров и более. Скот у них, как правило, малопродуктивный. С приобретением племенных животных дойное поголовье увеличится, валовка возрастёт. Но в таких крупных подворьях присутствуют коровы-вирусоносители. По данной причине эти владельцы скота в программу не попадают. Поступило предложение оставить в селе здоровых животных, а вирусоносителей перегнать в другую деревню. Ну, отправим мы их в Станичное: как утром, вечером ездить доить их? В Менжинке не можем пастуха найти, чтобы стадо пасти. Кто там будет за скотом присматривать? Это не общественное производство. Вирусоносителей отдельно поместили, там, где они находились, дезинфекцию сделали.

В личных подсобных хозяйствах другое ведение производства. На данный момент дилемма образовалась. Кто желает участвовать в программе, тому нельзя. Кому предлагают, тот отказывается. Срок службы у высокопродуктивного скота – четыре-пять лет. До введения запрета на приём продукции от животных-вирусоносителей племенные коровы уже выработали бы свой молочный ресурс. Надо ещё учитывать фактор старения населения, занимающегося ведением личных подсобных хозяйств. Где гарантия, что в Менжинке к 2019 году люди будут держать столько скота, сколько сейчас? Вот такая пока складывается картина.

Автор: Беседу вела Ольга АНОХИНА