Медиакарта
21:01 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Город живёт по средствам

10:25 | 04 июня 2014
Источник:

Один из основных вопросов очередного заседания Тюменской городской Думы – отчет об исполнении бюджета города Тюмени за 2013 год. Ранее, 14 мая, проводились публичные слушания.

Депутат Александр Чепик поинтересовался судьбой вопросов, которые задавались в ходе публичных слушаний. Директор департамента финансов и налоговой политики администрации города Тюмени Светлана Черепанова сообщила: вопросов поступило 13, они были переданы в Тюменскую городскую Думу. Над ними работают соответствующие структуры городской администрации, и по окончании месячного срока «ответы будут направлены конкретным адресатам».

– Есть еще вопросы? – спросил председатель Думы Дмитрий Еремеев.

Вопросов не последовало. Светлана Черепанова перешла к отчету об исполнении бюджета. Она напомнила, что бюджет-2013 был утвержден 29 ноября 2012 года. «Исполнение осуществлялось с учетом выбранных приоритетов и рекомендаций, принятых на публичных слушаниях».

Из отчета выяснилось, что бюджет уточнялся как по доходам, так и по расходам. К счастью, в сторону увеличения – на 8 миллиардов 257 миллионов рублей. «Уточненный план по доходам составил 25 миллиардов 585 миллионов рублей. Уточненный план по расходам – 27 миллиардов 695 миллионов рублей».

Основные показатели исполнения бюджета за 2013 год: в бюджет города поступило 24 миллиарда 706 миллионов рублей – 97% от уточненного плана. Финансирование расходов произведено в сумме 24 миллиарда 351 миллион рублей. Бюджет города исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 355 миллионов рублей. Муниципальный долг отсутствует.

Динамика бюджета относительно 2012 года несколько снизилась – на 2%. Однако в абсолютных величинах динамика положительная, как по доходам, так и по расходам. По сравнению с 2012 годом рост доходов составил 4,6 миллиарда рублей, расходы выросли на 3,8 миллиарда.

Доходы бюджета формировались за счет трех источников: налоговые и неналоговые доходы, собственные доходы бюджета и безвозмездные поступления (межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов).

На протяжении последних трех лет сложилась положительная динамика поступления собственных доходов. Сумма поступления налоговых и неналоговых платежей составила 8,6 миллиарда рублей – 107% от запланированного (на 539 миллионов больше, чем 2012 году). Налоговые доходы составляют 28% в общей сумме доходов бюджета (поступило 6,8 миллиарда рублей – 102% от плана). Неналоговые доходы составляют 7%. При плане 1 миллиард 487 миллионов рублей поступило 1 миллиард 805 миллионов рублей – исполнение 128%.

По основным налоговым источникам доходов – налог на доходы физических лиц и вмененный налог – поступления составили более 100%. В среднем на 6% выше 2012 года. При этом Черепанова напомнила, что норматив зачисления по налогу на физических лиц в 2013 году был ниже 2012 года. В 2012 году норматив составлял 30%, в 2013-м – 29%. В сопоставимых нормативах рост составил 13,2% .

По сравнению с 2012 годом произошел рост поступлений земельного налога − на 5% (на 41 миллион рублей). Положительную динамику, в первую очередь, обеспечило увеличение числа объектов налогообложения – почти 4,7 тысячи земельных участков.

«По двум существенным источникам поступления запланированные показатели не исполнены». Это налог на вмененный доход отдельных видов деятельности и налог на имущество физических лиц (соответственно, 93% и 91%). В первом случае основной причиной является увеличение (почти в два раза) страховых взносов в Пенсионный фонд. На снижение поступлений повлияло также то обстоятельство, что с 1 января 2013 года индивидуальные предприниматели имеют право вычитать из суммы налога выплаты, произведенные в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования в полной сумме, «если предприниматели не привлекают дополнительных физических лиц и не платят им зарплату». В предыдущие годы, напомнила Черепанова, уменьшение дозволялось только на 50%. «Кроме того, по данным ФНС, на общую систему налогообложения в 2013 году перешло 686 юридических лиц».

Что касается налога на имущество физических лиц, то по сравнению с 2012 годом он увеличился почти на 7%, однако исполнение плановых показателей не достигнуто. Поступления составили 100 миллионов 789 тысяч рублей – 91%. «Связано это с одним единственным фактором: увеличилась недоимка», которая растет.

Запланированные неналоговые доходы – доходы от использования имущества, доходы от продажи имущества, штрафы и т.п. – собраны более чем на 100% . По отношению к 2012 году рост 76 миллионов рублей – почти 4%.

В 2013 году значительно вырос объем привлеченных в бюджет города межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, – с 12 до 16 миллиардов рублей. В структуре этих перечислений Черепанова отметила рост субвенций. «Субвенции, почти 6 миллиардов рублей, передаются муниципальным образованиям на исполнение государственных полномочий». Основная сумма – 5,3 миллиарда рублей – сфера образования. 3 миллиарда поступило дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. И почти 7 миллиардов – субсидии и иные межбюджетные трансферты целевого назначения, предоставленные в ходе исполнения бюджета города Тюмени в 2013 году.

Из областного бюджета предоставлялись целевые средства на строительство, реконструкцию и ремонт элементов дорожного хозяйства – 2,3 миллиарда рублей. Приобретение зданий для размещений детских садов и школ – почти 1,8 миллиарда рублей. Организацию транспортного обслуживания пассажирских перевозок – 517 миллионов рублей. Переселение граждан из непригодного жилищного фонда – 552 миллиона рублей, предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья – 1,8 миллиарда рублей.

Светлана Черепанова отметила, что межбюджетные трансферты в 2013 году оказались несколько ниже запланированных – исполнение составляет 92%. Объясняется это тем обстоятельством, что «целевые субсидии в отчетном году предоставлялись под фактическую сумму заключенных контрактов и стоимость выполненных работ. Перераспределение экономии в течение года также не допускалось».

Объем расходов по сравнению с 2012 годом вырос на 3,8 миллиарда рублей – почти на 19%. Наибольшую долю (41%) традиционно занимают образование (9,8 миллиарда рублей), национальная экономика (26%; 6,2 миллиарда рублей, здесь отражаются расходы на дорожное хозяйство, транспорт, газификацию, лесное хозяйство, связь, информатику). Жилищно-коммунальное хозяйство – 14% всех расходов бюджета. Социальная политика – 11% (2,6 миллиарда рублей).

Таким образом, основной рост по объемам финансирования пришелся на национальную экономику, образование и социальную политику, подытожила Черепанова.

Вопрос об исполнении бюджета детально рассматривался на профильной комиссии, и особых претензий на заседании Думы не было.

Дмитрий Еремеев так прокомментировал исполнение бюджета 2013 года: «Несмотря на значительное увеличение расходной части (19%), город не прибегал к внешним заимствованиям, живет по средствам».

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ