Газета уже информировала читателей, что на недавно прошедшем научном форуме молодых исследователей «Шаг в будущее» в секции. История. Историческое краеведение. Страницы истории Тюменской области» работа шестиклассницы Ембаевской школы Арианы Гайнуллиной «Блокадный след в истории села Ембаево» была признана лучшей.
Вот что говорит Ариана о фактах, которые ей удалось установить во время исследований, и о том, какие цели она ставила перед собой: «В течение довольно долгого периода сведения о детских домах носили отрывочный характер, считалось, что детские дома в нашем селе были открыты для ленинградских детей. Но на основе анализа архивных материалов удалось выяснить, что детский дом на территории Ембаево был открыт раньше и на момент приезда детей из блокадного Ленинграда был уже действующим.
Мне хотелось передать живую память, воссоздать жизнь детского поколения той эпохи, показать героизм простых людей, взявших на себя ответственность за жизнь и судьбы детей-сирот. Надеюсь, что своим исследованием я внесла определённый вклад в изучение истории своего села и приоткрыла некоторые не известные ранее страницы истории детского дома, существовавшего на территории села. Материалы исследования переданы в школьный музей, кабинет истории, размещены на сайте виртуального музея Ембаевской школы.
Работа над данным исследованием будет продолжаться. Я хочу разыскать воспитанников детских домов, чтобы проследить судьбу этих людей и сделать ещё массу интересных открытий».
Ниже мы публикуем работу Арианы Гайнуллиной с некоторыми сокращениями.
Выживут дети – выживет страна
Эвакуация населения из прифронтовой полосы в годы Великой Отечественной войны – и по массовости, и по количеству затраченных усилий - не имела аналогов за всю историю человечества. Согласно постановлению СНК СССР от 5 июля 1941 года «О порядке эвакуации населения в военное время» первоочередной эвакуации подлежали детские учреждения, женщины, имевшие детей, и люди преклонного возраста. В числе первых эвакуации подлежали детские дома, детские сады, специальные школы, детские санатории, пионерские лагеря.
Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось более четырехсот тысяч детей - от младенцев до школьников. Война обрушилась бомбами, голодом, холодом, гибелью родных, тяжестью расставаний. В эти страшные годы дети были первой заботой страны. Исполкому Ленинградского Совета депутатов трудящихся было предложено наряду с другими первоочередными задачами вывезти из Ленинграда детей. Уже 2 июля 1941 года были приняты первые конкретные меры.
Эвакуация детей осуществлялась по железным, шоссейным и просёлочным дорогам. 27 августа полностью прервалось железнодорожное сообщение со страной. 8 сентября враг, захватив Шлиссельбург, вышел на Южный берег Ладожского озера; тем самым железные и просёлочные дороги были полностью перерезаны. 16 ноября 1941 г. на прокладку ледовой трассы через Ладожское озеро вышла первая рота дорожного полка. 22 ноября несколько десятков автомашин впервые прошли по ладожскому льду.
Шестнадцать эшелонов
15 августа 1941 г. бюро Омского обкома ВКП(б) приняло постановление «О приёме, устройстве и обслуживании эвакуированного населения», а 2 сентября – постановление «О детях, эвакуированных из Москвы и Ленинграда», которыми обязывало партийные, советские, комсомольские и хозяйственные органы принять меры для создания нормальных условий жизни и учёбы детей, подготовить в городах и сёлах помещения, оборудовав их спальными местами, столами, табуретами, предусмотреть столовые и кухни. Из средств областного бюджета было выделено 257 тысяч рублей с последующим восстановлением их за счёт Ленинградского городского Совета депутатов и трудящихся.
9 ноября 1941 года на станцию Ишим прибыл первый эшелон с эвакуированными из Ленинграда детьми. В течение ноября-декабря железнодорожные станции области приняли 16 эшелонов с детьми разных возрастов, эвакуированных из Ленинграда и других территорий Советского Союза. Эвакуация продолжалась и в 1942 году. Всего, по данным архивов, Тюменская область, которая до августа 1944 года входила в состав Омской области, приютила 24 детских дома и интерната, три из них располагались в сёлах Ембаево и Тураево.
Сначала были приюты
В 1920 году, согласно протоколу схода граждан Ембаевских юрт и уездного руководства ГубСоцВоса, на территории Ембаевских и Тураевских юрт были открыты детские дома для детей сирот русской национальности и мусульманских детей.
Мусульманский детский дом в Ембаевских юртах по архивным данным (отчётам требовательным ведомостям, приказам ГУБОНО) значился под N 9 и носил имя Абдуллы Сайфи. После разрухи, вызванной Гражданской войной, было много беспризорников, детей-сирот красноармейцев, детей бедняков, детей беженцев из Поволжья, особенно Казанской губернии, где в 20-ые годы был сильный голод. По документам ясно, что мусульманский детский дом был открыт в 1920 году.
Русский детский дом в Ембаевских юртах по состоянию на 1922 год насчитывал 40 детей от 7 до 16 лет. В 1923 году Ембаевский детский дом сливается с Тураевским детским домом имени Воровского. В Тураевских юртах детский дом и интернат функционировали до 1928 года. Для русских воспитанников при Тураевской школе существовал филиал русской школы. В мае 1927 года детский дом был расформирован, большая часть воспитанников, их было всего 77, была переведена в Талицкий детский городок.
Уют военного времени
В начале декабря 1941 года из блокадного Ленинграда прибыл эвакуированный интернат. По воспоминаниям старожилов села Ембаево, в холодные декабрьские дни 41-го все жители помогали вывозить детей с Тюменского железнодорожного вокзала. Укутывали их в тёплые шубы, большие шали, переобували в валенки. Никто не оставался равнодушным к трагической судьбе переживших блокаду малышей и подростков. Под детские учреждения выделены специальные помещения, в которых старались создать уют. Интернатов было три: N 178 в Тураево, которым руководила Цили Борисовна Гринблат; N 179 и N 180 в Ембаево, которыми руководили Роза Вениаминовна Гессин и Е.А.Маркова. Расположились интернаты в домах бывшего купца Муртазина Кабира Юсупа Сагитова.
По данным архивных документов, на 1 января 1942 года в Ленинградском детском саду N 31 (он же 179?) числилось 106 воспитанников: школьников – 59, дошкольников – 29, детей ясельного возраста – 18. На 1 января 1944 года – 110 воспитанников.
В сибирскую эвакуацию вместе с детьми прибыли воспитатели: С.М.Коган, О.Л.Соколовская, М.Л.Ржанович, З.В.Алексеева, А.П.Судзиловская, Ц.М.Сикирина, Б.В.Иовнович, Е.А.Розанова, Ц.С.Фишер, М.А.Глухогешина, З.В.Алексеева, Е.И.Жукова, М.Вейцель, В.Г.Гликман. Обслуживающий персонал принимался из числа жителей села.
Для этих детей была открыта русская неполная средняя школа в здании бывшей школы крестьянской молодёжи. Школа занимала два здания. Дети учились во вторую и третью смену, т.к. не хватало помещений. Первым директором русской неполной средней школы с 25 января 1942 года до сентября 1943 года была С.А.Лейко, позднее директором назначена Т.Я.Ройзенблат.
С заботой о ленинградцах
Детским домам не хватало помещений, оборудования, топлива, одежды, было недостаточное освещение помещений. Деревенские женщины жалели детей - делились молоком, овощами, хлебом.
Из воспоминаний Ф.Ш.Ашманова, жителя села Ембаево: «Ленинградцам в Ембаево были созданы неплохие условия. Даже в местном водоёме специально для них устанавливали ограждения, за которые не разрешалось заплывать, а купались приезжие дети под присмотром старших».
Хорошо помнит приезд ленинградских детей и Яков Сельбах, который в те годы исполнял обязанности парикмахера. Помнит, как на барже привозили чистую воду для ленинградцев, а сельчане её выгружали, рубили деревья в лесу для отопления детдома.
7 января 1942 года было принято постановление бюро Тюменского райкома ВКП(б) Омской области об организации помощи эвакуированным детям, в котором говорилось об организации среди колхозников, рабочих и служащих сбора для эвакуированных из Ленинграда в Ембаево трёх детсадов и одних детясель различной посуды, детского белья, музыкальных инструментов и денежных средств.
При детских домах было организовано подсобное хозяйство.
Согласно Постановлению бюро Тюменского райкома ВЛКСМ «О посадке овощей для эвакуированных детей-сирот» от 4 мая 1942 года в каждой школе должен был быть обработан и засеян овощами и картофелем земельный участок, урожай с которого передавался в продовольственный фонд снабжения эвакуированных детей.
Долгая дорога домой
В 1942 году воспитателем в детский дом для детей, эвакуированных из Ленинграда, назначили Нурию Абдулбариевну Юсупову. Она вспоминает: «Во время войны работали, не считаясь со временем, и в поле, и на зернотоке, где веяли и сушили убранный с полей хлеб. Оказывали помощь старикам, инвалидам. Дружно работали тимуровские команды».
В летний период учителя школ закреплялись на сельскохозяйственных работах в колхозах. Они организовывали труд учащихся, на личном примере показывая, как надо работать.
Главной заботой работников детского дома было вернуть детям детство и здоровье, помочь забыть о пережитом кошмаре. Ребята трудно «оттаивали», не сразу, но набирались здоровья.
1944 год укрепил веру в Победу. Освобождались родные места эвакуированных детей. 18 января было прорвано кольцо блокады Ленинграда. В уже налаженный ритм жизни ворвалось ожидание скорого возвращения домой.
После Победы те, кто имел родственников, возвращались в родные места, сироты и полусироты по-прежнему оставались в детских учреждениях.
8 июня 1945 года был издан приказ по облоно о проведении реэвакуации: установлены сроки отправки детей, инвентарь и имущество распределены между оставшимися детдомами. Согласно этому документу детские дома Тюменского куста были реэвакуированы 23 июля 1945 года.
Реорганизация
Для детей, родители которых погибли, были созданы детские дома на базе имеющихся интернатов. Подобрали штат, помещения, обмундирование, создали подсобные хозяйства.
21 июня 1945 года на базе ленинградских детинтернатов N N 178,179,180 для ленинградских сирот создан детский дом N 178. Количество воспитанников - 90. Расположился он в колхозном здании на берегу озера.
В июле 1945 года в село Ембаево переведён Дом ребёнка (малютки) - заведующая Д.И.Ильина. В это же время в результате объединения принято всё имущество детских яслей N 26 из с. Ембаево (заведующая А.В.Иванова).
Согласно Решению облисполкома N 775 от 11 июля 1945 года создан специальный детский дом N 64, в состав которого вошли детские интернаты N 178, 179, 180.
Село Ембаево приняло в годы войны несколько эвакуированных учреждений, которые после реэвакуации претерпели преобразования, но сохранили профиль детских: детские сады N 19(N 10), N 31, дошкольный интернат N 2 на 100 мест (директор в 1949 году – Ермаков), детский дом N 93 на 100 мест (директор в 1949 году – М.Ф. Короткова).
Последний выпуск ленинградских детей состоялся в 1956 году.
Славится Тюмень добротой
Для эвакуированных детей в понятие «большая земля» вошла и тюменская земля. Вот что в своём письме пишет воспитанница Ембаевского и Ситниковского детских домов Галина Игнатьевна Абзалова (Стержантова): «Вспоминаю Сибирь – леса, леса. Я знаю, что Тюмень стала большим, красивым городом, что область богата всеми ресурсами, в том числе и людской добротой, в чём я убедилась на примере своей жизни. Тюменская область для меня – вторая родина. Сёла Ембаево и Ситниково – как на ладони, а девочки, с которыми жили, как сёстры. И если случится чудо и они прочитают эту мою писанину, то пусть вспомнят сочинённый мной «Марш воспитанников», где есть следующие строки:
Родной наш детский дом
Нигде мы не забудем,
Традиции его мы в сердце сохраним,
И добрым словом нас,
На счастье, вспомнят люди,
Полезными стране мы стать хотим».
Ариана ГАЙНУЛЛИНА,
ученица 6 «А» кл. Ембаевской школы.