Мы сидели с моим новым знакомым в его саду и разговаривали. Он показывал рукой то на высокую стройную берёзу, то на усыпанную краснобокими плодами яблоню и пояснял: «Это всё посадил Александр Тимофеевич Шапенков. Раньше он в этом доме жил. Хороший был мужик, умелый руководитель».
Вот представляете, прошло двадцать с лишним лет после смерти человека, а мы, люди, не слишком близко знавшие его, вспоминали бывшего коллегу и соседа добрым словом.
Видимо, сидя на этой же лавочке в саду в один из вечеров, мой собеседник Михаил Леонидович Менщиков задумался: а что я оставлю на земле после себя?
Шёл 2005 год. Страна готовилась отмечать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. И решил Михаил Леонидович посадить деревья в память о земляках, погибших на фронте.
Поехал он в лесничество и обратился с просьбой к его директору Александру Николаевичу Гурьянову. Немаловажным было и то, что Гурьянов – бывший танкист. А у Михаила Леонидовича к танкистам отношение особое. Поскольку и сам он служил в танковых войсках, и не раз по жизни убеждался, что это надёжные и порядочные люди. Они и понять смогут, и никогда не подведут.
Попросил мой знакомый у директора лесхоза не десяток, а целую тысячу саженцев. Чего уж мелочиться! Округлил глаза директор, но просьбу бывшего танкиста выполнил.
Отгородил М.Л. Менщиков от своего личного огорода 18 соток и запланировал здесь посадить деревца. Место он выбрал плодородное, солнечное. К тому же по соседству с асфальтовой дорогой, идущей вдоль многолюдной шумной улицы Ишимской.
Рассадить такое количество саженцев им с женой было не под силу, и обратился добровольный озеленитель за помощью в Новоселезнёвскую сельскую администрацию.
Татьяна Степановна Павлова, бывшая в то время главой села, растрогалась до слёз, узнав об инициативе своего односельчанина, и, естественно, пообещала содействие и помощь. На другой же день к дому Менщиковых приехали рабочие и взялись за дело. Чтобы рядки получились ровными, ямки они выкапывали вдоль натянутых по участку верёвок. Рассадили штук 500, остальные раздали соседям, знакомым, увезли для озеленения территории сельской администрации.
Когда я попыталась узнать у Михаила Леонидовича, какое количество было высажено и сколько сохранилось, он рассердился:
– Нечего об этом спрашивать. Цыплят по осени считают.
– Так та осень лет через 20-30 наступит. Вряд ли я до тех пор работать буду, – отшутилась я.
Мирно соседствуют на участке ели, сосенки, лиственницы. Михаил Леонидович за ними как за малыми детьми ухаживает. Протянул сюда шланг и поливает посадки. Каждое своё утро он начинает с обхода, ласково разговаривает со своими подопечными: «Ну что, невестушки, растёте, сил набираетесь? Как дела? Не захворал ли кто из вас?»
Опытным путём познал Михаил Леонидович премудрости выращивания хвойных деревьев. Понял, к примеру, что они не любят жару, быстро засыхают, и по совету добрых людей перестал полоть участок. Мало того, нынче посадил клевер и донник, которые затемняли молодую поросль. А еще новоявленный лесничий каждое деревце раз в два года подрезает, убирает нижние ветки, чтобы они не тянули на себя влагу и не препятствовали росту. А на сколько каждая малышка подросла, можно увидеть по специальной метке, сделанной всё тем же попечителем.
– Когда супруг меня убеждал, что нужно отдать часть огорода под посадки, – рассказывает хозяйка дома Лидия Захаровна, – то одним из аргументов был такой: меньше, мол, тебе работы будет. А вышло наоборот. Я также душой прикипела к этим ёлочкам.
Во всём помогает Лидия Захаровна мужу, так же заботится о деревцах и переживает каждую потерю.
В течение прошедших пяти лет ухаживать за насаждениями супругам помогали и школьники, и рабочие сельской администрации. Так, Сергей Иванович Чернов и садил деревца, и полол междурядья, и делал всё, что поручал хозяин участка.
– Меня радует, – говорит Сергей Иванович, – что в нашем посёлке появится вот такой мини-парк, а подкупает в первую очередь то, что посадки эти сделаны в честь участников войны, о которых молодое поколение не должно забывать.
– Некоторые люди считают мою задумку причудой, – рассказывает Михаил Леонидович. – Они недоумевают: «Зачем ты их посадил?» Я им откровенно говорю: «На радость людям, назло врагам». «Разве у тебя есть враги?» – удивляются люди. «Была бы честь – враги найдутся», – вот мой ответ.
– Скажите, – спросила я собеседника, – это Ваша личная земля?
– Да, моя пока, – пояснил он. – Хотели у меня эту землю купить под строительство. Место-то оживлённое, удобное для торговли. Но я отказал. А вообще есть у меня намерение передать этот участок с насаждениями официально в ведомство Новоселезнёвской сельской администрации.
Когда я усаживалась в машину, чтобы ехать в редакцию, Михаил Леонидович вызвался проводить нас. Как я потом поняла – неспроста. По пути он предложил свернуть в сторону озера Полковниково, где показал ещё один участок со своими насаждениями. Там зеленели пять молоденьких тополей.
– А почему Вы их посадили именно здесь? – поинтересовалась я.
Ответил он, озорно улыбнувшись и хитро прищурив глаза, словами известной песни:
– А на том берегу было всё в первый раз. В первый раз я любил и от счастья был глуп…
И я лишний раз убедилась: сколько бы лет человеку ни исполнилось, он всегда молод душой, верен своей юности и готов творить добрые дела.
Нина РОСТОВЩИКОВА
Фото Олеси РУФ