Медиакарта
9:46 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Детство, опаленное войной

Шестьдесят девять лет прошло с того момента, как окончилась Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Тысячи книг написано об этой войне. Но никто, наверное, не в состоянии в полной мере передать словами про те беды и страдания, которые навалились на плечи нашего народа.

Трагические судьбы моих односельчан неотделимы от истории. Как миллионы людей, они вынесли все тяготы того лихолетья. В далеком сибирском тылу они прошли через жестокую проверку на выживание, на душевную крепость.

В июне 1941 года было все безоблачно и радостно. Никто из них представить не мог, что им придется пережить, когда ребята бежали гурьбой за мотоциклом вестового, который привез страшную весть о начале войны.

Этим детям сейчас за восемьдесят. И осталось их восемь человек: Муратбакиев Насибулла Хисматуллович, Рахматуллин Хутчат Латыпович, Ниязов Сафиулла Рахимович, Хайруллина Алия Нурмухаметовна, Кадырова Туктабига Айтмухаметовна, Гумерова Бакия Абдрахмановна, Ахметчина Саварчан Муктасимовна, Раимгулова Бахрисафа Сайфулловна.

Наводнение 1941 года принесло много потерь. Два месяца боролись с последствиями стихии. Вода поднялась и затопила большую часть деревни, все пастбища. Всю живность увели на гору Уфу, где наряду со взрослыми подростки пасли коров. Уразов Хасика Уразович вспоминает:

– Ночью иногда засыпал прямо в седле. Чтоб не выпал, привязывали к седлу Чабарова Сибхатуллы Абдрахимовича.

– Девочки ходили утром и вечером доить коров, а молоко на коромыслах несли домой. Потом его сепарировали, из сметаны сбивали масло, а из обрата делали катык и творог,- говорит Хайруллина А.Н. – Я и рыбачила, наравне с мужчинами проруби прорубала, косила траву и дрова заготовляла, что только не переделали мои руки за годы войны.

Работали от зари до зари, заменив отцов и братьев. Уже в 1942 году уборка урожая легла полностью на неокрепшие плечи детей, подростков и уставших от недоедания, непосильного труда женщин и стариков.

В колхозе имени Калинина перед войной никакой техники не было. Все работы выполняли на лошадях.

Те, кто помладше, весной постоянно занимались сбором золы для колхозных полей, летом - прополкой зерновых, осенью - сбором колосьев.

– Водил нас на прополку кто- нибудь из старших. Порой приходилось на обратной дороге набирать хвороста, так как заготовленных дров не хватало даже на ползимы. Спина ныла от усталости, ноги ели волочили с вязанкой на спине, - вспоминает Кадырова Т.А.

Да, дети есть дети. Когда шли в лес за дровами, пели песни, дурачились, толкали друг друга, кидались снегом. Самой озорной была Гумерова Б.А. Но как они преображались, когда приступали к работе: кто постарше, рубил и валил деревья, другие обрубали ветки. Девочки складывали дрова на санки. Обратно приходилось тяжелее, так как надо было тащить санки с дровами через сугробы. Иногда по грудь проваливались в снег, а одежда была латана - перелатана, и обувь худая…

– Портянки вылезали из дыр лаптей, у кого-то сапоги из брезента, а у других войлочные, латанные телячьей кожей. Летом до поздней осени ходили вовсе босиком, кровоточили раны на ногах, - тяжело вздыхая, рассказывает Рахматуллин Х.Л.

Весной, перекапывая огород, народ собирал замерзшую картошку, пек лепешки и спасался от голода. Летом кормились зеленью, травами, ягодами, а в окрестностях деревни их росло много. Охотились в лесу на дичь. Издавна юртовские жители питались рыбой Бегишевского озера. Чебаков, ершей, окуней сушили в печке, а потом из них готовили суп с крапивой. Рыбу добывали еще и для сдачи государству, уезжая рыболовецкой бригадой в другие населенные пункты района.

Кедровый бор всегда был кормильцем для жителей моего села, а в течение трех военных лет не было урожая шишек. Но в 1944 году все изменилось к лучшему. С каждого дерева собирали мешков по пять. План сдачи государству кедрового ореха был выполнен. И здесь использовался детский труд.

Таким образом, несмотря на все трудности и лишения, дети наравне с женщинами и стариками приближали Великую Победу.

– Мы пасли частный скот с твоим отцом на другом берегу озера, когда услышали шум и крики со стороны села. Люди ликовали, плакали от радости. Весть о победе принес житель Второвагая, верхом на лошади он проскакал по улицам, останавливаясь почти у каждого дома,- вспоминает Рахматуллин Х.Л.

После разгрома фашистской Германии надо было ликвидировать последствия войны. Какая там школа… Некогда было учиться. Так и осталось с 2-4-мя классами образования военное поколение детей.

Прошедшие школу суровой жизни военных лет, они приступили к строительству новой жизни. И с этим справились дети войны. Отслужили в армии, освоили Крайний Север. Трудились на колхозных полях, были передовиками производства, обзавелись семьями. Каждый из них не один дом построил, родили и воспитали детей, прожили достойную жизнь.

И сегодня продолжают трудиться не покладая рук, ведут свое хозяйство, а иначе не могут. Жаль, что из сотни ребятишек военных лет немногие дожили до наших дней, им бы только радоваться и наслаждаться жизнью сегодня, но их с нами нет. Пусть земля им будет пухом, а живым - мирного неба над головой.

Н.С. Казымова (Чабарова)

с. Бегишево