Медиакарта
9:06 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Актуальность потребкооперации

Актуальность потребкооперации
11:12 | 06 июня 2014

Зарождение торгово-заготовительной сельской потребительской кооперации в нашей стране датируется двадцатыми годами прошлого столетия. Она решала следующие задачи: торговля в сельской местности, закуп сырья у населения и колхозов, производство продуктов питания на базе местных сельхозтоваров. К началу 90-х годов потребкооперация обслуживала 40% населения страны, а ее членами-пайщиками было около 30 миллионов сельских жителей России. В наше время система потребкооперации пережила огромные преобразования, в некоторых регионах ее работа сведена на минимум, но есть еще и такие области, где данное направление торговли неплохо развивается. За положительным примером далеко ходить не надо. В селе Большекрасноярское не одно десятилетие существует такая система торговли, которая по принципу кооперации обслуживает население нашего района. В начале 30-х годов в селе был всего один магазин, через который шла реализация товаров первой необходимости: соль, мыло, керосин, шорные изделия, прочая нехитрая домашняя утварь того времени. В 60-е годы, такие магазины появились практически в каждом населенном пункте. После перестройки деятельность потребкооперации несколько утихла, но не везде. В Большекрасноярском, наоборот, благодаря настойчивости и преданности своему делу нынешнего председателя совета потребительского общества Н.Н.Пальяновой, она стала активно развиваться. Надежда Николаевна работает здесь с 1976 года, сначала экономистом, с 1990 года - бессменным председателем. За годы ее трудовой деятельности в должности руководителя в направлении развития торговых взаимоотношений проделано немало работы: сохранена сама система кооперации, расширена сфера торговых услуг, организовано новое производство готовых к потреблению продуктов питания и, главное, создана надежная материально-техническая база потребительской кооперации. На сегодняшний день в организации насчитывается 18 магазинов, в том числе 14 - работающих по современным технологиям самообслуживания и системе штрих-кодов, имеется заведение общественного питания, пекарня, цех по производству мясных полуфабрикатов, ряд других вспомогательных производств. Для более детального знакомства с работой этой структуры я встретился с председателем совета Большекрасноярского потребительского общества Надеждой Николаевной Пальяновой.

  • За последние годы мы создали нормальную базу для работы по сравнению с той, что была раньше. Казалось бы, все есть для дальнейшего развития, трудись да радуйся, но не тут-то было. Современная жесткая конкуренция с сетевой торговлей, постоянно увеличивающаяся налогооблагаемая база, рост тарифов на энергоносители, штрафы и другие непредвиденные расходы не позволяют нам создать необходимую доходную часть, исходя из которой мы могли бы активно развиваться дальше и платить достойную зарплату рабочим. Я приведу несколько примеров. Раньше от дохода мы ежемесячно отчисляли социальный налог в размере 14%, теперь 30%, земельный налог вырос с 31 тысячи до 119 тыс. рублей, единый налог на вмененный доход составляет 180 тысяч рублей в квартал. Всего в год в различные государственные, бюджетные и внебюджетные фонды наши структуры выплачивают более четырех миллионов рублей. Кроме того, платежи за газ доходят до 120 тысяч рублей в месяц, за электроэнергию - 250 тыс. Только за 1 квартал текущего года различные проверяющие инстанции наложили на нас 61 тысячу рублей штрафов. Вот под такой финансовой нагрузкой мы живем и работаем. Не остается средств на рекламу - как двигателя торговли, приостановилось развитие на опережение. Если сравнивать среднюю оплату труда по району, которая составляет на сегодняшний день 20486 рублей, то у нас она равна 15500 рублей, что чуть больше, чем в отрасли сельского хозяйства. Это, конечно, меня не радует, потому как главным критерием работы остается создание достойной жизни людям.

  • Надежда Николаевна, какие преимущества имеет потребительская кооперация в сравнении с сетевыми монополистами, которые повсеместно организовали свои магазины «Магнит», «Монетка» и другие?

  • Преимущества в том, что мы имеем более доступное расположение к потребителю, торгуем всегда свежими, экологически чистыми продуктами, изготовленными из качественного, натурального сырья. Работаем с населением по заявкам и можем завезти любой товар по желанию покупателя. Наша потребкооперация создает на селе рабочие места для сельских жителей. Во всех сферах нашей деятельности работает 128 человек. Согласитесь, что для уровня предприятий района - это цифра значимая.

  • За последние годы развития Вы не только занимались расширением сферы торговли, но и создали новые направления по производству продовольственных товаров первой необходимости. Можете ли подробней осветить эту тему?

  • Действительно, жизнь заставила вернуться к одному из принципов потребкооперации - производству продуктов питания на базе местных сельскохозяйственных товаров. В 2003 году мы создали цех по производству мясных полуфабрикатов, продукция которого пользуется большим спросом у населения района. Мясо закупаем у частников и местных предприятий АПК, делаем из него пельмени, котлеты, фарш, суповые наборы и т.д. Здесь сложился дисциплинированный коллектив, на который можно всегда положиться. Среди наиболее добросовестных тружениц данного участка мне хотелось бы отметить Т.А.Крестьянникову и Т.А.Быкову, которые работают на изготовлении пельменей. Кроме мясного цеха в 2009 году мы открыли собственную пекарню. Выпекаем несколько сортов хлебобулочных и кондитерских изделий, в настоящее время освоили выпуск тортов, печенья. Все это продается в наших магазинах и пользуется хорошим потребительским спросом. Надо отметить, что вся продукция у нас сертифицирована и соответствует санитарным требованиям. Также популярным в райцентре стало наше кафе «Красноярочка». Здесь оказываем услуги не только питания населения, но и принимаем заявки на доставку продукции на дом, проведение торжеств, юбилеев и других мероприятий. Три производственных участка дали дополнительно 30 рабочих мест для жителей рай- она.

  • Надежда Николаевна, что особенно значимого для Вашего потребительского кооператива произошло за последнее время, какие у Вас планы на будущее?

  • Одним из важных событий, которое произошло за последнее время, - это открытие Торгового дома «Красноярский». Он устроен в соответствие с современными требованиями торговли. Здесь имеется четыре отдела - продовольственный, строительный, мебельный и отдел инструментов. Выбор товаров очень большой, ими пользуются не только жители близлежащего микрорайона, но и всего района в целом. Также совсем недавно организовали на базе старого мебельного магазина отдел одежды, в том числе детской, и отдел тканей. В этих помещениях значительно просторней, есть возможность не торопясь выбрать нужный товар, примерить его и купить. Что касается планов, то их много, все не перечислить. Назову основные задачи, над которыми мы будем в ближайшее время работать - это реконструкция универмага и бывшего здания КБО, где мы планируем открыть обувной отдел, хороший банкетный зал на 100 человек, ряд других услуг, необходимых населению. Но для выполнения этих работ нужна, конечно, крепкая экономическая база, потому как при устойчивом финансовом положении перспектива развития всегда есть. Чтобы быть в наше время конкурентоспособным, надо быть, прежде всего, экономически состоятельным, а это при современных налоговых нагрузках сделать очень сложно. Но, несмотря ни на что, мы находимся в постоянном поиске и созидании, при малейшей возможности начинаем претворять наши планы в жизнь. Еще я бы хотела выразить благодарность покупателям за то, что они посещают наши магазины, тем самым способствуют развитию торговопотребительской кооперации в целом.

В заключение всего сказанного я хотел бы отметить, что в масштабах Тюменской области Красноярское потребительское общество по объемам годового товарооборота среди аналогичных родственных предприятий потребкооперации занимает второе место. А среди 1282 предприятий по общегосударственному федеральному ранжированию хозяйственных субъектов России за 2013 год, по совокупности показателей их финансово-хозяйственной деятельности Красноярское потребительское общество входит в пятидесятку лучших кооперативов.

Фото автора

Автор: Г. Амбросенко