В Созоновский ФАП пациенты обращаются за помощью в любое время дня и ночи
На круглых механических часах восемь утра. Доктор Бакиева только-только начала прием, а на скамейках, напротив плакатов про поллиноз и грипп, рядком в ожидании шестеро пациентов.
– Вроде хмурилось с ранья, а теперь ничего, солнышко, – всем и никому одновременно констатирует бабуся. – Полисы вот хочу забрать – на себя и на родственников, – поясняет она соседям свой ранний визит в Созоновский ФАП.
– У меня младшая снова заболела, – удрученно вздыхает женщина. – Двое недавно с конъюнктивитом и ОРВИ пролежали, теперь вот опять на больничный.
– Ой, внучка в сад ходит – тоже часто болеет, – понимающе кивает старушка.
Остальные беседу о детских хворях слушают, но почему-то не поддерживают. Вдоль по коридору, пошатываясь, отмеряет шаги пожилой мужчина.
В кабинете общего осмотра тем временем разговор серьезный.
– Давление снова высокое, – хмурится заведующая Созоновским ФАПом Антонина Бакиева, глядя на кругляш аппарата советского образца. – Баба Шура, вы таблетки-то принимаете? Те, что я вам выписывала?
– А зачем?
– Чтоб давление не поднималось. Каждый день по схеме.
Александра Матвеевна, живущая на земле девятый десяток, лишь недовольно отмахивается:
– Жить-то – маяться – надоело. Вот уж глаз один не видит, будто чем-то застилает его. Капли капаю – не помогают. А ты говоришь – таблетки…
– Что ни говорите, баба Шура, а лекарство надо принимать. Сейчас Людмила Евгеньевна укол поставит, потом снова ко мне.
Симпатичным разборчивым почерком доктор выписывает направление в процедурный кабинет.
– Все бумаги заполняем вручную, – поднимает на меня взгляд Бакиева. – Завтра ждем 25 человек – для прохождения медосмот-ра, – Антонина Васильевна кивает на стол с кипой диспансерных карт. – От компьютера бы не отказались, особенно беда с годовыми отчетами. Да и факс лишним не будет, а то бегаем отсылать документы в сельскую администрацию.
В прямоугольных застекленных шкафчиках процедурного кабинета припрятаны снадобья для неотложки на все случаи жизни. Давление с утра «прижало» сразу двоих стариков, поэтому у медсестры наготове пара шприцев. Удивительно: созоновцы не боятся иглы и даже питают особую симпатию к прививкам.
– Бывает, едва успеем вывесить на двери ФАПа объявление о начале вакцинации, скажем, против гриппа, а желающие уже стоят в коридоре, – улыбается Антонина Бакиева. – Подопечные у меня покладистые, послушные. Если что-то советую – редко кто не выполняет рекомендации.
Она и терапевт, и кардиолог, и акушер-гинеколог, и педиатр. Их с медсестрой Людмилой Гагиевой – двое лечащих специалистов (третий сотрудник ФАПа – санитарочка Валентина Французова) на две тысячи местного населения.
– Я в Кунчуре немного потрудилась, так теперь и оттуда едут, – бросает взгляд в окно Антонина Васильевна. – Щербаковские приходят и из других окрестных деревень.
– Неужели всех принимаете? – дивлюсь я.
– А куда деваться? Если человек приехал с надеждой на помощь, не разверну же я его обратно.
В Созоновском ФАПе Бакиева недолгих шесть лет, большая же часть жизни прошла на «скорой». Спасала от инфарктов, принимала роды, как могла облегчала боль при сильнейших ожогах и автокатастрофах. Теперь жизнь течет более размеренно. Пациенты все на виду. Ребятишки, которые вот-вот пойдут в школу, – те вовсе с рождения как на ладони. Каждый год младенцев в Созоново прибавляется десятка с два, а то и больше.
…После обеда рабочий день не заканчивается. Людмила Евгеньевна спешит к новорожденному, чтобы аккуратненько уколоть крошечный пальчик на гепатит С.
Антонину Васильевну ждет мама грудного Ванюши:
– Прокашлял всю ночь, – встревоженно сообщила она по телефону. Домой, как водится, доктор Бакиева понесет распухшую от бумаг сумку и просидит над документами допоздна. А в восемь ноль-ноль снова будет на боевом посту.
Автор: Людмила ВЕДЕРНИКОВА