Медиакарта
14:28 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Рынок ответственности

11:22 | 18 июня 2014
Источник:

Состоялось очередное заседание постоянной комиссии по экономической политике и жилищно-коммунальному хозяйству Тюменской городской Думы. Провёл совещание председатель комиссии Юрий Баранчук. В заседании приняли участие чиновники мэрии и председатель Тюменской счетной палаты Владимир Казанцев.

Если ваш дом сносят

О внесении изменений в решение ТГД от 24.09.2009 № 350 «О Положении о предоставлении жилых помещений для переселения граждан из жилищного фонда города Тюмени, признанного не пригодным для проживания» докладывала заместитель директора департамента имущественных отношений Татьяна Файзуллина.

Она сообщила, что данные изменения продиктованы свыше, при этом одно из них касается нормы предоставления площади жилого помещения на каждого члена семьи. Напоминаем, речь идёт о людях, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и проживающих в не пригодном для проживания жилищном фонде. Порядок переселения из такого жилья регламентирован Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с этим документом жилое помещение, предоставляемое гражданам в связи со сносом, должно быть благоустроенным (применительно к соответствующим условиям населённого пункта), пригодным для проживания и находиться в черте данного населённого пункта. При этом общая площадь предоставляемого жилья должна быть равной площади ранее занимаемого жилого помещения. То есть речь в данном случае идёт не о предоставлении жилого помещения в порядке очерёдности, а его замене, поскольку находиться в нём становится опасно для жизни и здоровья.

– Недавно ко мне обратилась семья, проживающая в доме, подлежащем сносу, – рассказал депутат Мурат Тулебаев. – Живут они в двухкомнатной квартире, значит, двухкомнатную квартиру получат и при переселении. Но пока люди ждали, когда их дом признают не пригодным для проживания, количество членов семьи увеличилось до четырнадцати человек. Получается, что семья выросла, а нормы остались прежними? – уточнил депутат.

– При переселении жильцов, связанном со сносом домов, предоставляемое жильё должно быть равноценным по размеру площади, – ещё раз подтвердила Татьяна Файзуллина, – потому что, прежде всего, мы решаем проблему безопасности граждан. Улучшение условий жилья – это другой порядок, поэтому граждане, переселяемые из таких помещений, остаются на учёте как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения.

Признание дома аварийным остаётся в компетенции существующей у нас межведомственной комиссии. Не изменилась и сама процедура признания жилья не пригодным для проживания.

Заслушав информацию директора департамента имущественных отношений Татьяны Файзуллиной, постоянная комиссия решила рекомендовать Тюменской городской Думе рассмотреть на очередном заседании внесённый проект решения.

Программа – живой механизм

О выполнении в 2013 году муниципальной программы «Развитие жилищного фонда города Тюмени на 2012–2014 годы» рассказал заместитель главы администрации города Тюмени, директор департамента городского хозяйства Александр Шпиренко.

По его сообщению, в 2013 году продолжалась работа по избранию советов многоквартирных домов. На 1 января 2014 года создано 1950 таких организаций. В рамках выполнения мероприятий капитального характера отремонтировано 494 квартиры ветеранов, кроме того, организован выборочный ремонт (в 468 многоквартирных домах) по замене лифтового и газового оборудования с истёкшим сроком эксплуатации. На прошлый год было запланировано 32 мероприятия по замене внутридомового газового оборудования, но все они, кроме одного, перенесены на 2014 год по причине отсутствия проектно-сметной документации. В то же время принят новый порядок по выдаче субсидий на замену лифтового, газового и инженерного (подогреватель тепловых узлов) оборудования. Уровень исполнения запланированного объёма финансирования составляет 85%.

Мурат Тулебаев, комментируя выступление докладчика, заметил, что в данную муниципальную программу несколько раз вносились изменения и уточнения плановых показателей результативности.

– С чем связано такое большое количество изменений? – поинтересовался депутат. – На сегодняшний день чиновники сами определяют себе плановые показатели и сами ставят себе оценку достижения их результативности. Считаю, что это неправильно – исполнитель не может сам себя оценивать.

Александр Шпиренко ответил, что программа – это живой механизм, который меняется с учётом набора мероприятий и текущего финансирования. Однако показателей результативности, утверждаемых на три года, они не касаются.

Мурат Тулебаев обратил внимание коллег и на отвратительную работу некоторых управляющих компаний. Согласно Жилищному кодексу РФ эти организации обязаны информировать граждан многоквартирных домов об изменении в законодательстве, докладывать о текущей работе и, главное, о расходовании финансовых средств. На деле этого не происходит.

– Не так давно я встречался с жильцами дома № 176 по улице Ямской, – поделился депутат, – вместе со мной приехали квартальные, генеральный директор и начальник участка УК, обслуживающей этот дом. В ходе очень эмоциональной беседы выяснилось, что руководителей компании люди увидели впервые за несколько лет. Никого ни о чём они не информируют, только стоят в очереди на получение субсидий.

Меры принимаются

Затем депутат коснулся темы ремонта домов ветеранов и инвалидов.

– Из представленных на комиссию документов видно, что на ремонте этих квартир сэкономлено более трёх миллионов рублей. А зачем их экономить? Надо распределять оставшиеся средства тем, кто стоит следующим в списках очерёдности. Это ведь социально значимый проект, и люди ждут не дождутся ремонта квартир.

Докладчик ответил: соответствующее решение уже принято – в правила предоставления субсидий внесены изменения, разработан механизм перераспределения средств, высказанные замечания, можно сказать, учтены.

Что касается управляющих компаний, то это большая проблема. Именно из-за недобросовестности этих организаций не были исполнены в прошлом году мероприятия по замене газового оборудования, не выполнен запланированный объём по ремонту многоквартирных домов.

– По нашему порядку, – сказал Александр Шпиренко, – мы не имеем права давать субсидии, если нет проектно-сметной документации, а её нет. В то же время у нас нет полномочий как-то воздействовать на управляющие компании. Как ни парадоксально, но здесь всё зависит от ответственности тех людей, которые взялись за это дело.

С 1 сентября текущего года будут внесены изменения в Жилищный кодекс РФ. Речь идёт о лицензировании управляющих компаний, но Александр Шпиренко сомневается, что этот шаг поможет создать рынок ответственности, ведь за сокрытие информации уже сейчас управляющим компаниям грозит штраф до 300 тысяч рублей. Казалось бы, действенная мера, но воз и ныне там.

На заседании комиссии прозвучало также, что с 1 января 2015 года принципиально меняется схема финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Отныне в соответствии с дополнениями, внесенными в Жилищный кодекс и областное законодательство, будет формироваться долгосрочная, рассчитанная на 30 лет, программа. Для этого создана электронная система мониторинга жилищного фонда, в которую будут включены данные по всем городским домам. Оператором системы является департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, но заносить в неё данные должны те, кто управляет домами. В том числе УК и ТСЖ. У них есть доступ в систему, и делать это они должны самостоятельно. После занесения данных система автоматически выстраивает список очерёдности на капремонт.

– Поэтому, чтобы дом попал в очередь, надо хорошо поработать над мониторингом, – резюмировал Николай Романов.

То есть подойти к данной работе надо грамотно, но во всех ли управляющих организациях найдутся такие люди. Специалисты департамента городского хозяйства готовы помочь в заполнении анкет, но инициатива должна идти со стороны управляющих организаций.

Капитальный ремонт, конечно, хорошо, но в Тюмени полно домов, где срочного ремонта требуют крыши, сети и подвалы. Об этом говорил Александр Лейс.

– Можем мы поставить перед собой такую задачу? – спросил он коллег. – А то где-то не хватает денег на ремонт крыши (5-7 миллионов), а рядом дома обшиваются сайдингом (30 миллионов). Я не уверен, что со сменой схемы нужные дома подпадут под первоочередной ремонт.

– К сожалению, систему поменяли не мы, это требование федерального законодательства, – ответил Шпиренко.

– Но никто не отменял возможности муниципалитета по созданию собственных программ, если найдутся на это средства, – резюмировал Юрий Баранчук. – По крайней мере, административный ресурс и механизм влияния на разного рода непредвиденные ситуации в любом случае должен быть.

И ещё один наболевший вопрос – детские качели. Игорь Ракша назвал их «железными гильотинами», которые «не соответствуют никаким ГОСТам». В каждом дворе – смертельная угроза для детей, ведь качели чаще всего бьют ребёнка по голове.

– Так можем мы покончить с этим злом в нашем городе? Что делают в этом направлении управы? – спросил Игорь Рафаэльевич.

Александр Шпиренко заверил: меры принимаются. Работники управ обследуют муниципальные дворы, детские площадки и детские городки, осуществляют контроль и выдают предписания. Но если домовая территория находится в собственности или в аренде у жильцов многоквартирного дома, навести порядок должны они сами.

Заслушав Игоря Шпиренко, постоянная комиссия рекомендовала Тюменской городской Думе рассмотреть на очередном заседании внесенный проект решения.

Депутаты обсудили также выполнение в 2013 году муниципальных программ: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании городской округ город Тюмень на период 2010–2020 годы», «Развитие системы инженерной инфраструктуры города Тюмени на 2012–2014 годы». На совещании говорили о ходе проведения ремонта и строительства автомобильных дрог и объектов коммунальной инфраструктуры в промышленных районах Тюмени, о мерах, принимаемых по улучшению качества питьевой воды, и другие. Всего рассмотрено двенадцать вопросов.

Автор: Екатерина ПЛЕТНЁВА