Ишимец Алексей Степанов о путешествиях грезил со школьной скамьи. Ещё подростком любил ходить в походы. Пешком прошёл почти весь Ишимский район и часть Абатского. Позже на машине объездил Краснодарский край, Украину, Крым, Молдавию. А потом открыл для себя автостоп. С тех пор Алексей проехал в чужих авто добрую сотню тысяч километров, побывал в десятках городов, в тайге и на болотах. Сейчас его заветная мечта – кругосветка.
К нам в редакцию Алексей Степанов добрался тоже на попутках. Приехал из Равнеца, там у него живут родители. Говорит, никогда не ждёт автобусов и маршруток – слишком долго. Да и с хорошим попутчиком ехать всегда веселее.
В повседневной жизни Алексей Степанов – сотрудник одного из охранных предприятий города. Ему 35 лет, родился и вырос в Равнеце. Там же окончил школу. Занимался лёгкой атлетикой и даже был чемпионом области. Потом учился в ишимском лицее № 8 на помощника машиниста, сразу после его окончания был призван в армию, а когда в 1998 году вернулся – набора на железную дорогу не было. Отучился на водителя, получил права, но трудоустроиться не смог. Пришлось вернуться в родное село, где Алексей несколько лет проработал в СХПК «Русь» – бывшем колхозе им. 22-го съезда КПСС. Когда в 2001 году работы не стало и там, перебрался снова в город и переквалифицировался в охранники. Из увлечений называет рыбалку, отдых с друзьями на природе и автостоп.
– Первый раз я вышел на обочину, чтобы остановить попутную машину из города до Равнеца, в середине 1990-х, – вспоминает Алексей Леонидович. – Ехать автостопом тогда решил по необходимости: не было денег. Но потом затянуло, понравилось быть мобильным и общаться с разными людьми. Иногда случайному попутчику люди готовы рассказать то, о чём не догадываются даже их близкие.
– После той поездки в село вы сразу стали ездить на дальние расстояния?
– Нет, сначала ловил попутки до Сорокино, Казанки, ездил по югу области. Но однажды летом я увидел по каналу «Авто плюс» выступление известного путешественника, стоппера, на счету которого три кругосветки, Валерия Шанина. Он рассказывал о своей книге «Вокруг света за 280 долларов». Посмотрев передачу, я подумал: а почему бы и нет? И в тот же вечер собрал рюкзак…
– У вас сразу появилась цель? Куда вы отправились?
– Цели не было. Были последняя неделя отпуска и большое желание посмотреть что-то за пределами Ишимского района. Я вообще стараюсь не намечать конкретных точек, до которых нужно добраться. Дорога есть дорога – случиться может всякое. К тому же ограничен во времени: кроме поездок по городам и весям нужно ещё и работать. …А тогда я взял спальный мешок, консервы, хлеб, лапшу быстрого приготовления, кофе «три в одном», 500 рублей и вышел на трассу. По возвращении домой даже немного денег осталось: потратился я только на маршрутку, чтобы выехать из города (15 рублей) и на обед с дальнобойщиком, который подвозил меня, в придорожном кафе (ещё 250 руб-лей). В 6 утра я вышел на трассу, почти сразу остановил попутку и через три часа был в Омске… В результате со своими скромными припасами и ещё более скромной наличностью мне удалось проехать 2 500 километров на восток, до города Канска Красноярского края и вернуться обратно.
– Почему именно Канск?
– Всё просто. До этого города я добирался два с половиной дня, потом нужно было разворачиваться, иначе я банально не успел бы на работу. Если бы поехал дальше, наступила бы так называемая «точка невозврата», когда автостопом вернуться назад уже нельзя (из-за отсутствия времени), только другим транспортом. А средств с собой почти не было. К тому же в Канске живут мои родственники – решил их навестить. Дядя был крайне удивлён, когда увидел меня, а узнав, как я добирался, – вообще шокирован.
– Кто чаще подвозит: частники или дальнобойшики? И как люди относятся к стопперам?
– Подвозят и водители фур, и легковушек – 50 на 50. Многие – для того, чтобы пообщаться. Потому что едут на дальние расстояния, а живой попутчик лучше магнитолы. Относятся по-разному. Одни крутят пальцем у виска, называя всех стопперов сумасшедшими. Вторые удивляются, что в нашей стране можно что-то посмотреть и призывают ездить за границу. Третьи интересуются, насколько сложно путешествовать автостопом. Я же уверен, что Россия – потрясающе красивая страна, и очень хочу побывать в самых разных её уголках. Кстати, в одной из поездок познакомился с пожилой четой из Германии. Они ежегодно на собственном автокемпинге приезжают на Байкал, чтобы провести здесь лето. Самое интересное, что у немецких пенсионеров нет родственников в нашей стране и вообще русских корней. Они настолько восхищены Байкалом и Россией в целом, что готовы месяцами жить здесь по сути в полевых условиях.
– Наверняка подвезти сегодня готов не каждый. В СМИ много пишут и говорят о преступности на дорогах и прочих опасностях…
– Есть люди, которые никогда никого не подвозят. Или спрашивают, сколько заплатишь, и, получив ответ, что путешествуешь без денег, уезжают. Однажды я ехал до Томска с неким дедушкой Васей. За рулём он тридцать лет, но ни разу не брал попутчиков. При этом мужик оказался мировой, с ним было о чём поговорить. …Если не остановится тысяча машин, обязательно затормозит тысяча первая. В нашей стране ещё очень много добрых, хороших людей, готовых подвезти и даже разделить свой скромный обед с совершенно незнакомым человеком. Правда, если появляется спиртное или нетрезвые попутчики, лучше вежливо распрощаться. А в целом путешествовать автостопом не страшнее, чем днём перейти улицу по регулируемому пешеходному переходу. Второе, судя по статистике, бывает даже опаснее.
– Чтобы быть стоппером нужно иметь определённый склад характера. А что движет вами?
– Любопытство. Автостоп – хороший способ отвлечься от рутины, домашних дел, работы, повседневных обязанностей. Я еду за новыми ощущениями, за новыми взглядами, за встречами с новыми людьми. Каждое путешествие непохоже на предыдущее, и в этом его прелесть. А ещё каждый стоппер поневоле становится психологом, учится общаться с людьми, быстро оценивать различные ситуации и находить из них выход. И это тоже положительный момент.
– Кого приходилось встречать по дороге помимо автомобилистов?
– Других стопперов: люди ездят дикарями на море, на Байкал, на Камчатку. Путешественников. На Ирбите попал на настоящий байк-слёт и познакомился там с байкером из Ярославля, который исколесил страну на своём мотоцикле BMW. Он пишет статьи, книги, делает фотосессии для журналов – очень интересный человек. Встречал сотрудников ГИБДД, они всегда нормально относятся к таким, как я. Иностранцев, которые обычно охотно подбирают голосующих на проезжей части. Диких зверей. Однажды в Новосибирской области я устраивался на ночлег в молодом лесочке, как вдруг услышал шум веток. Пришлось ретироваться. Позже выяснилось, что в молодняке был годовалый медвежонок, которого прикормили сотрудники расположенного неподалёку кафе. А на Севере и Дальнем Востоке мишки настолько привыкли к людям, что даже выходят на дороги, чтобы попрошайничать. Дальнобойщики бросают им печенье и сгущёнку прямо с машин.
– Во время путешествий вы оказывались на глухих дорогах, где почти нет никакого транспорта?
– Бывало и такое. Однажды под Новосибирском мне пришлось 30 километров идти мимо болот, страдая от гнуса и изнурительной жары и жажды. За десять часов – ни единой попутки. А в другой раз я застрял в 15 километрах от деревни Ишим (есть и такая!) в Кемеровской области, было уже за полночь. Готовился к худшему (ночёвка в тайге, где могли быть хищники, да ещё под моросящим дождиком не сулила ничего хорошего), когда увидел свет фар. Но затормозивший дальнобойщик отказался подвезти. Спустя время сам подошёл ко мне, попросил помочь с ремонтом: у него были проблемы с тормозами. Потом вместе мы ехали до Красноярска, парень оказался хороший.
– Как близкие относятся к вашему увлечению?
– Родители сначала были против, потом смирились. Теперь мама и сестра даже помогают собраться в дорогу, подшивают или приобретают нужные вещи. Друзья и коллеги – с пониманием. А руководство даже разрешает прибавлять к отпуску отгулы, чтобы ездить на дальние расстояния.
– Никогда не хотелось пересесть на собственный транспорт?
– Раньше у меня был личный автомобиль. На своей «Тойоте» я объездил полстраны и ближнее зарубежье. Кстати, всегда старался подвезти тех, кто голосует на дороге. Но техника в любой момент может подвести, поэтому о том, что продал машину, не жалею. Это всего лишь железо. Со временем можно будет купить другой автомобиль или даже байк, но пока они мне не нужны.
– Где, на ваш взгляд, самые плохие дороги?
– Может, сейчас что-то изменилось, но пару лет назад самые ужасные дороги я видел в Самарской и Волгоградской областях.
– Что нужно обязательно брать с собой автостоперру?
– Удобный рюкзак (это важно), спальный мешок, газовый баллон, плитку и котелок. Нож, спички, фонарик, смену белья, провизию и карту. Я вожу атлас автомобильных дорог России, он очень часто выручает меня, когда оказываюсь далеко от федеральных трасс и крупных дорог. Хорошо также одеться в яркую, располагающую к себе одежду: белую, жёлтую или оранжевую. Говорят, чёрный, красный и ядовито-зелёный цвета отпугивают. Хотя я это правило уже опроверг. Как-то поехал во всём чёрном: футболка, кепка, джинсы, рюкзак, но до нужного города добрался без особых проблем и простоев.
– Верите в приметы?
– Нет, считаю: чему быть, того не миновать.
– Заветная мечта?
– Кругосветное путешествие. У Валерия Шанина, о котором я уже рассказывал, оно заняло три года, а значит, такое предприятие требует серьёзной подготовки. Как финансовой, так и психологической. Кто знает, может быть, потом я тоже напишу книгу. В жизни нужно успеть многое попробовать. Наверное, поэтому я и с парашютом прыгал, и дайвингом занимался – в общем, пытался себя реализовать. Жизнь – прекрасная штука, главное – найти себя.
…На следующий день после того, как мы общались с Алексеем в редакции, он отправился в новую поездку. 6 июня в 6 утра (06.06 в 6.00 – стоппер Степанов уверен, что шестёрки принесут ему удачу). Через Омск, Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Читу, Сковородино, дальше по трассе Лена до Якутска, а затем по трассе Колыма до Магадана. На вопрос: «Почему именно туда?», Алексей отшутился, мол, понравилась известная песня «Еду в Магадан».
Впрочем, если всё пройдёт успешно, из Магадана Степанов планирует отправиться на Камчатку. Самолётом. Можно было бы наняться матросом на один из кораблей и отправится морем, но у искателя приключений на новое путешествие только 46 дней и – желание получить как можно больше впечатлений и сделать немало красивых снимков. С собой Степанов взял фотоаппарат и нетбук, чтобы сразу выкладывать снимки в Интернет.
– В Хабаровске меня уже ждут местные стопперы с огромным стажем. Одному из них уже за 60, другой прошлым летом совершил тур «Сахалин – Камчатка – Курилы», – улыбается Алексей. – Думаю, нам будет о чём поговорить.
Юлия КРОО.
Фото Василия БАРАНОВА.