_«Хорошие люди – открытая книга…» _
Д. Миллер
Благовест над Юргой
Видели ли вы Юргу со звонницы Святой Троицы? Когда звонят уральские колокола, кажется, что давние века колесом пронеслись и громко заговорили. Не о своём – о нас.
Трезвон сказочной птицей парит над суетой и суетностью, предприятиями купли-продажи, над многочисленными иномарками, припаркованными рядом со Святой Троицей.
Для звонаря Дмитрия Фёдоровича Миллера колокола – живые существа. В этом он не оригинален. Из древних летописей известно, как в 1176 году был взят в плен благовестный голос Киева, по приказу Ивана IV был казнён (разбит) вечевой колокол Новгорода. Безмолвие звонницы в урочный час наводило на людей ужас. Я уж не говорю про семидесятилетнее молчание церковных колоколов во времена не столь отдалённые. Свято-Троицкие колокола в Юргинском тоже были наказаны молчанием.
Пришли иные времена – зазвучали после длительного молчания звонницы. А в Тобольске, куда съезжаются звонари православных храмов Ямала, Югры, Тюменской области, устраивается вот уже несколько лет подряд фестиваль колокольной музыки.
Дмитрий Фёдорович Миллер – звонарь храма Святой Троицы, преподаватель школы искусств, тематически оправданно усиливая звучание колоколов, создаёт свои духовные образы. Мог ли он предполагать, занимаясь в классах баяна и гитары школы искусств, которая в его ученические годы размещалась в здании храма Святой Троицы, что сложные переплетения старославянизмов, древнерусского языка, библейских образов, церковных терминов станут ему близки и понятны.
Блиц-интервью
– Просто ли было, Дмитрий Фёдорович, вот так взять взойти на колокольню и начать извлекать звучание перезвонов, двузвонов, трезвонов? Как научились, у кого?
– Звонить получилось как-то очень естественно. Так бывает: суммирует человек какие-то знания и навыки, не подозревая о своём умении, а потом сел и сделал.
– Верно, что звоня в колокола, заряжаешься особой энергией?
– Энергией? Да, наверное. Когда звонишь перед службой в великий праздник – пар от рук идёт, а когда моешь их под краном – покалывает, как от мороза. На меня всегда колокола действовали облагораживающе. Это гармония. Это чувство ритма.
– А вообще это творческий процесс? Или здесь важно строго следовать канонам?
– Хороший звонарь – это практически музыкант, художник. Звучание какого-то колокола чуть приглушить, другого – усилить. Как одна и та же песня у разных исполнителей звучит по-разному, так и здесь. Считаю, что музыкальный слух и образование здесь мне только помогают.
– А творчество в чистом виде? Какой-то праздничный перезвон «изобрести», к примеру.
– Хочется что-нибудь придумать. Но ведь что такое творческий процесс – идея, озарение. А что это будет, и как это будет выглядеть в итоге, точно никогда не известно. И не всегда это радость и удовлетворение.
Некая свобода допускается. Но праздничная служба, все знают, везде и всегда с благовеста начинается. Мерные удары в большой колокол. Перезвон – звучат колокола – каждый в отдельности. Можно сравнить с курантами. Трезвон – кульминация – звучат все колокола одновременно.
– Ваше музыкальное образование?
– Школа искусств, Тюменский колледж искусств, курсы в академии культуры.
– А познания в музыке духовной, старорусской, этнической откуда?
– Когда я стал петь на клиросе, не было никаких особых знаний. Они пришли постепенно, с Божией помощью.
– А колледж искусств окончили по классической гитаре?
– Нет. С девяти лет я учился игре на баяне. Преподаватель школы искусств Сергей Александрович Дегтярёв сыграл нам – всем понравилось. Со Славой Михайловым, Сергеем Рагилевым пошли записываться. После школы поступил в колледж, не думая моё это или не моё. Мне было не с чем сравнивать. Если бы я поработал шофёром годик-другой, я бы мог предполагать, что буду хорошим шофёром. Или ещё кем-то.
– А окрестились Вы когда?
– В 28 лет. Причём в храм меня дома никто никогда не звал. Папа – водитель. Мама – лаборант поликлиники. Где-то в это же время, с разницей в месяц, окрестилась жена Кристина.
Продолжение читайте на страницах "Призыва".