В нынешнем году жительница Рождественки Любовь Ивановна Головач будет праздновать 70-летний юбилей. Столько же, сколько и наш регион. Только Тюменская область круглую дату отметит в августе, а она – в ноябре. И ещё одно отличие: тюменская земля такая большая-большая, а Любовь Ивановна – маленького росточка.
– Маму звали Пелагея Ивановна Ренёва. Двое старших братьев у меня было – Саша и Гриша, оба Дмитриевичи. А я Ивановна. Их отец погиб на фронте. Потом мама меня …приобрела. Росли безотцовщиной, ой, трудно жили, нуждались сильно. Конечно, в послевоенные годы бедность повсюду была, но всё же тем, кто с папами рос, легче приходилось – с нашей долей не сравнить, – начала рассказ Любовь Ивановна.
Семья жила в деревне Пелевино. Девочка окончила семь классов Усовской школы. До сих пор помнит своих учителей, воспитательниц интерната – хорошие были люди. Продолжить учёбу не позволили всё те же материальные обстоятельства.
– А я сама вызвалась на ферму пойти. Старший брат ругался, говорил, надо учиться, мол, какая из тебя доярка. Только меня было не переубедить. Я, ещё когда в пятый класс в цветном платье пошла, попросила, ну найдите хоть какую-то форму, какую все носят. Сообразили мне коричневое штапельное платье и чёрный сатиновый фартук – долго я эти вещи проносила, берегла. В клуб пойти, посмотреть, как старшие танцуют – надевала братову фуфайку, она поновее была, рукава только закатывала, чтобы не висели, – объясняет своё решение она.
На ферме молодой неопытной доярочке дали сразу девятнадцать коров.
– Группа аховая, брошенная. Но ничего не поделаешь, стала их раздаивать. Старшие доярки учили коровушек доить, различать, кто из них кто. За месяц заработала девятнадцать рублей. Отдала их маме. А она: «Будем собирать все копеечки в одну кучку, потом обновки справим». Так у меня появился стимул работать хорошо, потому что знала, что надеяться нужно только на себя, – с улыбкой вспоминает моя собеседница.
Настойчивую работницу приметили. Вскоре поступило предложение пройти обучение в Тобольске на курсах ветфельдшеров.
– Страшно было! Тёмный человек, я же тогда дальше Усова никуда не уезжала! Мама вышла провожать меня за околицу, слезами заливается, ну куда девчонку в такую даль? Ничего. Справилась. Доехала до Тобольска, разыскала и техникум, и общежитие. Даже землячку Зою из Васильевки нашла.
После года обучения Любовь вернулась в родную деревню.
– Великие ли знания – год? Нет, невеликие. В ветеринарии это только вступительная часть. Трудно приходилось. Не было рядом опытного наставника, который бы помогал, подсказывал. Всё сама постигала. В приказе же написали зооветработник, то есть сразу две должности мне вменили. А ферма-то немаленькая: два дойных гурта, телятник. Поохала, да и взялась за дело, – видимо, не в характере моей собеседницы отступать в трудный момент.
Судьба ещё не раз подбрасывала испытания. Но Любовь Ивановна всегда стойко переносила их. Она и сейчас говорит: «В жизни мне везёт на хороших людей».
Вместе с мужем они вырастили троих сыновей, подрастают и внуки.
– В Рождественке я живу уже сорок с небольшим лет. Хозяин мой отсюда родом (так про супруга говорит она). Полюбила этот край всем сердцем. Красивые здесь места! – улыбается Любовь Ивановна.
– Знаете ли вы, что приходитесь ровесницей нашего региона? – интересуюсь я.
– Да, да! Когда впервые в газете прочитала о юбилее Тюменской области, сама поразилась. Удивительно! И область, и я появились в один год. Вот как бывает! – с воодушевлением ответила моя собеседница.
Фото Алексея Лаврова