Медиакарта
2:41 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Творцы реальности. Инженеры человеческих душ

Творцы реальности. Инженеры человеческих душ
08:15 | 30 августа 2010
Источник: Светлый путь

Учитель – это кладезь знаний, учитель – это просветитель нашей жизни. Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации

Совсем скоро в школах страны прозвенит долгожданный звонок. Первое сентября… Это букеты цветов, море сияющих глаз, взволнованные лица учителей, радостное биение сердец, и первый урок, и первая перемена… Новый учебный год для первоклашек - это начало восхождения на вершину знаний, для одиннадцатиклассников - сложная пора экзаменов, а для учителей - служение детям и обществу.

Воспитание мужества

Старшее поколение, безусловно, помнит главного героя художественного фильма «Доживём до понедельника» Илью Семёновича Мельникова, которого сыграл блистательный актёр Вячеслав Тихонов. Сдержанный, глубокий, ответственный, интеллектуальный, а главное, мужественный. Когда я смотрел фильм, то хотел стать похожим на этого человека. Думается, что российской системе образования не хватает учителей-мужчин, положительных героев, которые могли бы вести подростков за собой.

Геннадий Алексеевич Тихонов, учитель физической культуры Антипинской средней школы, – человек, про которого можно сказать: «Он воспитал не одно поколение победителей!».

В педагогику Г. Тихонов пришёл не сразу: накапливал жизненный опыт, чтобы было чем поделиться с ребятами. Освоив профессию инженера-строителя, он долгое время работал по специальности (капитальные здания, возведённые Г. Тихоновым, стоят до сих пор). В течение десяти лет занимался административной работой в сельском совете. И когда его пригласили в школу, решил, что настала пора самому взяться за воспитание молодого поколения.

Спортивное прошлое помогло стать хорошим учителем физической культуры. Геннадий Алексеевич вспоминает, что с ранних лет занимался спортом. Летом, на рассвете, когда над рекой клубился туман, он бегал на большие дистанции, закаляя тело и дух, и зимой на лыжах по искристому снегу преодолевал огромные расстояния, любил играть в футбол и волейбол. Общая тренированность помогла ему впоследствии заняться гиревым спортом.

Педагог все силы души отдал новой профессии.

Его воспитанник Евгений Баталов завоевал чемпионский титул России по гиревому спорту, стал призёром Европы, а бывшая ученица Ольга Лукина заняла третье место на одном из крупных соревнований по бодибилдингу. Конечно, с нашими земляками занимались и другие тренеры, наверняка, они их многому научили, но роль первого наставника остаётся главной.

Вот почему так необходимо, чтобы в школе работали заинтересованные, неравнодушные люди, кроме того, нужна хорошая материальная база. Сегодня в учебных учреждениях уровень обеспеченности спортивным оборудованием можно считать достаточным для проведения уроков физической культуры, правда, не все из них имеют на своей территории хорошие стадионы (они строятся только при базовых школах).

Геннадий Алексеевич 10 лет работает учителем, но его педагогическая хватка не ослабевает, глаз по-прежнему горит задором, а в голове много планов, поэтому есть и результаты. В школе он ведёт секции по лёгкой атлетике, стрельбе, волейболу, баскетболу, гиревому спорту. Причём неутомимый педагог сумел привлечь не только учеников, но и взрослых людей (а мы - то знаем, что это стоит больших усилий). Из числа сельских жителей, занимающихся физической культурой, формируется спортивное ядро. Двадцать пять человек регулярно посещают тренировки и участвуют в соревнованиях.

На недавно состоявшихся XXVIII районных летних спортивных играх антипинская команда проявила себя весьма достойно. Выпускник школы Андрей Бяков занял первое место в прыжках в длину и четвёртое - в забеге на 100 м и эстафете. По словам наставника, юноша обладает отличной природной прыгучестью. У Кати Решетнёвой точно такие же результаты, как у Андрея. Женская волейбольная команда поднялась на вторую ступень пьедестала почёта, уступив только девушкам из Нижней Тавды. - Они бы могли сыграть лучше, - объясняет Г. Тихонов, - но дело в том, что волейболистки живут в Тюмени и редко тренируются вместе, поэтому им не хватает отлаженной командной игры. А по отдельности они очень сильны.

Дочь Геннадия Алексеевича Татьяна стала победителем в армрестлинге в весовой категории до 50 кг. Хорошо, когда продолжаются семейные традиции!

Герой зарисовки - не только талантливый педагог, но и образцовый семьянин. У него три замечательных дочери - Ольга, Татьяна и Светлана. Все они в настоящее время занимаются воспитанием детей. А дедушка гордится пятью внуками, которые, наверняка, станут достойными спортсменами и отличными людьми. С особой любовью Геннадий Алексеевич отзывается о своей жене Наталье Алексеевне:

  • Не знаю, что бы я без неё делал. Она организует мою жизнь, ухаживает за мной, во всём помогает. Мне часто приходится бывать на сборах, и я полностью доверяю супруге подготовку к отъезду. Знаю, что в моём дорожном чемоданчике будет чистая, выглаженная одежда и вкусная пища. Без Наташи моя жизнь была бы серой и неуютной.

Задача школы состоит не только в том, чтобы передать определённую сумму знаний, подготовить к единому государственному экзамену, но и сформировать некий нравственный стержень, чувство порядочности. И чтобы справиться с этой задачей, нужны такие люди, как Геннадий Алексеевич Тихонов. Пожелаем ему удачи, а его ученикам – новых побед!

Руководитель решает всё!

Успехи школы во многом зависят от личности руководителя: если он умеет управлять коллективом, налаживать внешние связи, если он является настоящим хозяйственником, то учебное заведение будет функционировать хорошо, в противном случае возникнет много проблем. Известно, что за последнее время в некоторых образовательных учреждениях Нижнетавдинского района сменилось руководство, следовательно, появились предпосылки для реализации новых идей. В связи с этим мы встретились с начинающим директором Чугунаевской средней школы Людмилой Петровной Ильиных и попросили её поделиться планами на будущее.

  • Расскажите, как Вы решились выбрать такую сложную профессию как учитель?

  • На меня очень повлияла личность учителя физики Чугунаевской школы Тамары Ивановны Васениной, поэтому я поступила в Тобольский педагогический институт на физико-математический факультет и после его окончания вернулась работать в родную школу.

Считаю, что физика познаётся на практике, поэтому я всегда стремилась проводить с детьми много опытов. Особенно им нравятся опыты по электричеству.

  • А какие отношения у Вас складывались с учениками, они Вас слушались?

  • Поначалу было сложно. Мне дали восьмой класс, в котором учились настоящие задиры, поэтому прежде всего я постаралась наладить контакты с родителями, кроме того, старалась, как можно больше времени быть с детьми, чтобы они ко мне привыкли, проводила традиционные для нашей школы праздники с чаепитиями. В результате мои дети прониклись ко мне доверием.

  • А как Вы стали директором школы?

  • Работая завучем, я была включена управлением образования в резерв управленческих кадров.

  • Вас готовили к должности директора школы?

  • Я прошла двухгодичную профильную переподготовку в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования по программе «Менеджмент организации», поэтому приказ начальника управления образования о назначении меня на должность директора школы не стал неожиданностью.

  • Первого июля Вас назначили директором школы. Какие задачи необходимо решить в ближайшее время?

  • Первая – это участие учителей в профессиональных конкурсах и выявление одарённых детей, вторая, не менее значимая – создание ребячьей республики с атрибутами власти, традициями, праздниками и даже собственной валютой, которая будет выдаваться за достижения. А в конце года самый успешный класс сможет обменять приобретённый «капитал» на весёлое путешествие.

  • Мы желаем Вам успехов, а вашей школе – творчества и процветания!

Лаборатория идей

В фантастических произведениях часто изображается довольно суровая картина виртуального будущего школы: роботы в классах, пластиковая пища, дети, которые разучились смеяться. Реальность всегда отличается от страшилок, созданных чьим-то воображением. Даже через сотню лет ведущая роль в обучении и воспитании детей будет принадлежать учителю, а главным субъектом педагогического процесса останется ученик.

В беседе с директором Велижанской средней общеобразовательной школы Надеждой Васильевной Вагановой мы узнали о наиболее перспективных направлениях работы образовательного учреждения.

Учебно-воспитательный процесс становится интересным благодаря использованию богатейшей технической базы: Интернета, мультимедийных проекторов, видеотеки и электронных учебников. Электронная система позволяет свободно работать с любыми видами информации. На уроках можно просматривать отрывки фильмов, прослушивать аудиозаписи, выполнять с помощью компьютеров тестовые задания, строить на интерактивной доске графики, таблицы, поэтому школьникам интересно учиться. Побывали мы в кабинете химии. К нему примыкают две лаборатории. В одной хранятся реактивы: на столах разложены мини-лаборатории, в которых содержится большое число пробирок со всевозможными кислотами, солями и щелочами. Рядом стоит сейф, где хранятся самые опасные вещества. В другой лаборантской собраны демонстрационные материалы по биологии - всё настолько новое и современное, что здесь хочется работать.

Директор школы рассказала, что в учебном заведении успешно реализуются различные направления дополнительного образования. Пытливые ребята находят применение своему уму, занимаясь судомоделированием под чутким руководством учителя физической культуры и технологии Дениса Владимировича Гордеева. Это интересное дело соединяет в себе навыки работы с деревом, склеивании различных материалов с теоретическими знаниями по физике, истории и географии. А главное, в этом деле есть полёт и мечта, прекрасная, как трёхмачтовый парусник. И кто знает, может быть, кто-нибудь из этих парней станет капитаном дальнего плавания. Военно-патриотический компонент воспитания реализуется в лицензированных военизированных классах «Тайфун» и «Лавина». С детьми работает Денис Владимирович Гордеев. Школьники проходят подготовку по следующим дисциплинам: рукопашный бой, общая физическая подготовка, ориентирование на местности, строевая и тактическая подготовка. «Багаж» накопленных навыков и умений помогает юношам подготовиться к армии, а девушкам – защитить себя в случае агрессии.

Краеведческой работой с учениками занимаются педагоги Елена Борисовна Алимпиева и Ольга Викторовна Гоношилова. Отряд «Поиск», состоящий из заинтересованных и непоседливых учеников, участвует в археологических раскопках. Все экспонаты обрабатываются, идентифицируются и помещаются на хранение в школьный музей. В коллекции есть кости мамонта и других животных ледникового периода, предметы быта XVIII, XIX и начала XX века. Кроме того, юные краеведы собрали обширный материал о педагогических династиях и ветеранах Великой Отечественной войны, значит память о них будет жить в сердцах многих поколений.

Художественно-эстетическая деятельность осуществляется в студии «Дар» (режиссёр Ольга Викторовна Гоношилова) и танцевальном коллективе «Зори Кавказа» (художественный руководитель Зарема Ахметовна Оздоева). Театральная студия «Дар» предоставляет детям возможность развивать ораторские и актёрские способности, которые помогают им в жизни. Если «Дар» можно назвать жемчужиной школы, то «Зори Кавказа» - это созвездие талантливых людей. Ребята благодаря своему руководителю добились больших успехов: они лауреаты десятого областного конкурса национальных культур «Радуга», дипломанты первой степени отборочного тура Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества «Роза ветров». Недавно Зарема Оздоева стала президентом национально-культурной автономии ингушей Нижнетавдинского района. Надо отметить, что в школе большое внимание уделяется воспитанию толерантности и уважения к различным национальным культурам, и коллектив «Зори Кавказа» играет в этом не последнюю роль.

Хорошо организованный педагогический процесс приносит пользу как ученикам, так и педагогам. В 2009 году учитель начальных классов Зинаида Семёновна Прокопьева стала финалистом районного конкурса «Учитель года», Ирина Владимировна Велижанина получила грант Президента Российской Федерации. Что касается детей, то в прошлом году двое из них получили золотые медали, один – серебряную. Также из года в год велижанские таланты занимают призовые места на районных олимпиадах по английскому языку, математике, истории, обществознанию.

Отдельное направление работы школы – это исследовательская деятельность, результаты которой освещаются на региональной научно-практической конференции и публикуются в различных сборниках. Недооценить эту работу невозможно: те дети, которые взяли на себя смелость выступить по какой-либо научной проблеме, будут вознаграждены навыками самостоятельного добывания знаний, сравнения, анализа, синтеза и обобщения. Павел Дементьев и Светлана Артемьева представили наш район на межрегиональной научно-практической конференции.

Надежда Васильевна Ваганова поделилась и проблемами, которые существуют в школе. Одна из них заключается в том, что по итогам прошедшего учебного года качественная успеваемость школьников по предметам составила всего 36 процентов, это невысокий показатель. Кроме того, оставляют желать лучшего результаты единого государственного экзамена. - В чём Вы видите причину? – спрашиваю я директора.

  • Дело в том, что вся наша работа направлена на предпрофильную подготовку старшеклассников, но, к сожалению, родители боятся сделать выбор в пользу техникумов, училищ, колледжей, где упор делается на профессиональные дисциплины, и отдают детей в десятый и одиннадцатый классы.

Поэтому директор перспективные задачи видит в том, чтобы повысить уровень качественной успеваемости.

Одним словом, в Велижанской средней школе созданы все условия, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли постигать основы наук. А директор и педагогический коллектив прилагают все усилия, чтобы эти возможности превратить в прочные знания учеников.

Вторая мама

Представьте счастливую картину: забавный малыш шагает по асфальту, и ему ничего не страшно в этом огромном мире, поскольку следом за ним идёт сильный, надёжный папа и любящая, заботливая мама. Детский мир, сотканный из ласки, внимания, доверия, солнечного света, был бы неполным, незаконченным без учителя начальных классов, который учит не только читать и писать, но и мыслить, рассуждать, принимать верные решения. Именно о таком педагоге пойдёт речь в этой публикации.

Оксана Степановна Шаламова вот уже 23 года работает в Нижнетавдинской средней школе! После окончания восьмого класса она устроилась няней в детском саду, и общение с детьми её так захватило, что в 1985 году девушка приняла решение поступить в Тюменское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов.

С тех пор общество, и, конечно же, дети стали другими, следовательно, и система образования претерпела значительные изменения. Если раньше существовала единая образовательная программа, которая была мало ориентирована на индивидуальные познавательные способности ребёнка, то сегодня в основу обучения закладываются другие принципы. Программа «Начальная школа XXI век» учитывает особенности каждого малыша. Педагогический процесс начинается с определения уровня подготовленности детей к школе, и в зависимости от результатов диагностики строится дифференцированная программа обучения. Дети начальной школы учатся работать в группах, решать интеллектуальные проблемы, доказывать собственную точку зрения, большое значение уделяется самостоятельной работе учеников.

Как мы знаем, современный мир стал очень технологичным, и школа не может обойтись без информационных технологий. Слайды и видеофрагменты, которые демонстрируются при помощи мультимедийного оборудования, помогают вызвать заинтересованность, удивление, восторг у детей, а эти чувства, в свою очередь, усиливают мотивацию к изучению предмета.

Оксана Степановна рассказала, что в этом учебном году выпустила своих любимых четвероклассников. Она, конечно же, как настоящая «классная мама» переживает за своих учеников и в то же время надеется, что они смогут успешно адаптироваться в новых условиях.

У педагога есть, по крайней мере, два повода для волнения: во-первых, скоро в её светлом кабинете будут учиться первоклашки, и понадобится терпение, чтобы приучить детей к дисциплине, а во-вторых, с первого сентября в школе вводится новый образовательный стандарт, следовательно, и учителям придётся многое усовершенствовать в своей работе. Согласно этому документу будет значительно расширена внеурочная деятельность школьников. Это десять часов дополнительных занятий каждую неделю.

  • А не вызовет ли такая нагрузка переутомление у детей, ведь они ещё совсем маленькие? – спрашиваю у Оксаны Степановны.

  • Думаю, что внеурочная деятельность поможет всестороннему развитию учеников и не окажется слишком тяжёлой, ведь мы будем заниматься с ними по самым интересным и полезным направлениям, начиная с духовно-нравственного и заканчивая спортивно-оздоровительным.

В заключение нашего разговора Оксана Степановна Шаламова поделилась впечатлениями от своего летнего отдыха. Несколько незабываемых дней она провела на побережье Азовского моря вместе со своими родственниками и любимой дочерью Лидией, которая вырвалась из холодного Салехарда, «сбежала» от работы (а это довольно сложно сделать, учитывая, что она следователь), чтобы посвятить себя маме. По словам Оксаны Степановны, это было чудное время. Целый день они купались в тёплом море, загорали под щедрым солнцем, а вечерами подолгу разговаривали, и после этих бесед оставалось ощущение счастья и покоя.

Подводя итог встрече, следует сказать, что современная школа ставит перед педагогом очень сложные задачи, тем ценнее его труд, тем значимее результаты. Поэтому хочется обратиться к родительской общественности: уважаемые взрослые, начинается новый учебный год, поддержите словом и делом тех людей, которые не жалеют сил, времени и нервов, чтобы научить ваших детей жить в нашем непростом мире.

Взгляд в будущее

Молодой специалист Берёзовской средней школы Александр Константинович Филиппов недавно окончил вуз и приступил к исполнению профессиональных обязанностей. Мы встретились с учителем истории и обществознания и побеседовали о том, какой он видит современную школу.

  • Какие качества в людях Вы цените больше всего?

  • Я люблю ответственных, целеустремлённых, чутких людей, уважающих старших, поэтому буду прививать детям эти качества.

  • Значит, Вы также являетесь целеустремлённым человеком и, наверняка, участвуете в различных педагогических конкурсах?
  • За недолгое время работы я совместно с коллегой Галиной Анатольевной Сушниковой успел подготовить детей к районному конкурсу «Я знаю закон». Они выступили хорошо, правда, не заняли призовых мест. Убеждён, что учитель должен участвовать в подобных мероприятиях, чтобы повышать свой профессиональный уровень.

  • Как Вы считаете, чего не хватает современной школе?

  • Молодых педагогов. Уверен, что с каждым из них в образовательные учреждения будет вливаться свежая кровь. Это новые идеи, технологии, методы обучения. Школе нужны союзники учеников, понимающие глубинные движения их сердец.

  • Какой Вы видите школу будущего?

  • Это такая система, в которой отношения между учителем и учеником строятся на равноправии, но без семейного воспитания, без привития детям уважения к старшим очень сложно добиться хороших воспитательных результатов.

…Ещё немного - и пустые, тихие классы наполнятся шумом и детским смехом. Пожелаем же всем педагогам талантливых, послушных, сердечных и весёлых учеников. Счастливого учебного года!

Цитата

Без конструктивных продуманных решений на уровне каждого образовательного учреждения невозможно обеспечить системный характер и эффективность изменений в сфере образования. И поэтому современный руководитель – ключевая фигура обновления отрасли.

И. АНДРЕЕВ, начальник управления образования Нижнетавдинского района

Сергей ГУБАРЕВ,

Рустем РАХМАТУЛЛИН (фото)