Сухота. Живем, как на вулкане. Или сегодня сгорим, или завтра. Недавно сгорело свежее сено, привезенное в деревню.
Наверно, беспечнее русского человека нет никого на свете, а может, потому , что жилье нам досталось легко. Живем - то мы в основном в бывших казенных квартирах. А может, надеемся, что государство построит новое.
Правда, пожарники говорят: «У нас все под контролем». Под каким это контролем? Может, брошенные дома, заросшие бурьяном, или единственный пожарный подъезд к озеру, давно высохший, или заброшенные переулки, ведущие к озеру, - и никаких предупредительных мероприятий. И это называется «под контролем»?
Мне хочется рассказать о периоде довоенного времени, как была поставлена и работала противопожарная система (может, кому и пригодится).
От сельсовета выбиралась комиссия, которая подворно обходила население. Смотрели печи, дымоходы, чистоту и порядок на подворьях, вели разъяснительную работу. Если непорядок какой - делались предписания. Все это строго контролировалось, вплоть до штрафа.
Во дворе обязательно должна стоять бочка с водой. На угол каждого дома прибивалась металлическая пластина с рисунком, кому и с чем бежать на пожар: ведро, лестница, багор, лопата, топор. (А не огульно, как теперь, бегут на пожар - без ничего, лишь бы посмотреть, как горит, - хорошо ли? А то и «свистнуть» чего-нибудь у погорельца под горячую руку).
В засушливое время жители каждого двора по очереди обязаны были дежурить в ночное время до утра - ходить по улицам и смотреть, где начинается возгорание. А чтобы дежурный не спал сам, ему передавалась колотушка. Для чего? - чтобы жители знали, по стуку, что человек не спит, а их охраняет…
Посреди деревни стояла пожарная вышка (каланча) для осмотра окрестности: лесов, полей. Этим занимался конный пожарный расчет с пожарной помпой. Сжигание мусора, навоза категорически запрещалось - накладывался большой штраф. При пожаре били в колокол (набат), созывая всех на пожар с указанными инструментами…
Вот тогда-то, в 30-е годы, можно сказать, все было под контролем. За все отвечал сельский совет. Сейчас не знаем, кто и за что отвечает, - вроде есть хозяин, и вроде нет его!
Попутно хочется сказать о Соленом озере: отдыхающие «дикари» по ночам жгут костры, пускают ракеты и другое. И это рядом с посадками сосенок (миллионные затраты) и хлебными поспевающими полями.
И что интересно, как будто никому дела нет. Так и хочется крикнуть с горечью: «Сгорим, братцы, сгорим!».
Н. КАРГАПОЛОВ,
с. Окунево.