Броня крепка, и танки наши быстры
В июне 1944-го в газете «Серп и молот» практически в каждом номере рубрика «От Советского информбюро». Здесь пишут о продвижении наших войск и уничтожении немецких танков, самолётов, артиллерии по всем фронтам.
Периодически появляется и рубрика «Телеграммы из-за границы». Так, например, в № 65 (5018) от 7 июня можно прочесть заметку «Войска американской Пятой армии заняли Рим»: «В ночь на 5 июня войска американской Пятой армии заняли столицу Италии Рим. Передовые части союзников прошли через горы и в некоторых местах переправились через реку Тибр. В одном из районов Рима в уличных боях против немцев участвовала большая группа антифашистов – жителей города».
Помимо продвижения советских и союзнических войск, рассказывали на страницах издания и о возвращении освобождённым городам утраченных в ходе боевых действий ценностей. В № 64 (5017) от 4 июня находим предоставленную ТАСС информацию «Ключ от старинной крепости возвращён городу Киеву». Речь в ней шла о том, что, «отступая под ударами Красной Армии из столицы Советской Украины немецко-фашистские захватчики увезли с собой из Исторического музея дорогую реликвию – ключ от Николаевских ворот Киевской крепости весом 3 килограмма 345 граммов. Во время разгрома немецкого гарнизона в городе Тарнополе части Первого Украинского фронта отобрали у гитлеровских грабителей знаменитый ключ. На днях командующий Первого Украинского фронта маршал Советского Союза тов. Жуков прислал в Киев делегацию, которая вручила председателю Совнаркома УССР тов. Н.С. Хрущёву эту реликвию и сопроводительное письмо. …Ключ передан Киевскому Историческому музею».
Как и на фронте, так и в тылу старались всеми силами приблизить победу. Многие юноши и девушки, прощаясь со школой, всерьёз думали о том, чтобы поступать в медицинские или военные училища. В № 66 (5022) от 16 июня тов. С. Исайкин и Е. Каркачёв писали: «10 июня закончились государственные экзамены в 5 школе. В этом году выпускники показали высокие знания. …Аттестаты отличников получили Белоусов, Володин, Гутман, Казаков, Першин, Раппопорт, Потапов, Сгунин и др. Военные училища получат новое пополнение – хорошо образованных, культурных юношей. Школа № 5 может гордиться своими лучшими выпускниками».
В поход, на сорняки!
В начале лета во многих колхозах не только занимались текущими полевыми работами, но и подводили итоги сева. В газете «Серп и молот» № 63 (5016) от 3 июня некто «А. Лебедев, управляющий подсобным хозяйством завода, где директором тов. Пучков» сообщал, что в нынешнем году в их подсобном хозяйстве «неплохо подготовились к весеннему севу». Вместо запланированных 35 га трактористы вспахали 60. Были посеяны горох, морковь, вика, просо, свёкла, турнепс и другие культуры. Проведены были и посадки на индивидуальных огородах. «Особо отличились тракторист тов. Грошев, бригадир полеводческой бригады тов. Санников, рабочие тт. Константинов, Полунин, Носкова, Хохлова и др.».
Буквально через несколько дней в № 66 (5016) от 9 июня опубликован огромными буквами призыв: «НЕ МЕДЛИТЬ С НАЧАЛОМ СЕНОКОШЕНИЯ!». Ниже – несколько тематических заметок: «План сеноуборки колхоза «Политотделец», «О подготовке к сенокосу колхоза «20 лет РККА» и «Всё – в боевой готовности!». В последнем материале писалось о ныне несуществующем, а тогда передовом колхозе «Искра». «…В колхозе «Искра» почти круглые сутки не прекращается работа в кузнице. Лучший испытанный и опытный кузнец колхоза Иван Васильевич Гусев не отходит от горна. Отремонтированы 2 сенокосилки, 2 конных граблей, изготовлено 40 ручных граблей, приведены в порядок 15 вил. Заканчивается ремонт третьей сенокосилки. Правление решило не ждать общего поспевания луговых массивов, а начать косьбу выборочным путём».
Для владельцев огородов и подсобных хозяйств публикуются в газете и советы агронома. В № 64 (5017) от 4 июня омский профессор И. Попов подробно описывает агротехнику выращивания огурцов –
«по тем временам, в общем-то, новой для многих сибиряков культуры».
В том же номере появляется и что-то вроде современной «Ленты новостей». Большая часть коротких – в две строки – информаций здесь также посвящены сельскому хозяйству: «Железнодорожники выехали в МТС», «На вывозку зерна», «Во главе бригад – секретари парторганизаций», «Учащиеся железнодорожники в колхозе «Красный Урал».
А в № 65 (5018) от 7 июня всех крестьян зовут «В поход, на сорняки!», напоминая о том, что «сорняки – самый страшный враг для наших урожаев. Терпеть его, не вырвать с корнем с полей – значит сознательно пойти на снижение урожая. Нельзя медлить ни единого дня!»
Прикрываясь «объективными» причинами
Продолжали писать в «Серпе и молоте» и о нерадивых колхозниках. В № 65 (5018) от 7 июня видим обличительную заметку «Не завершив сева, прекратили все работы». В ней рассказывается о том, что в колхозе «Красная Звезда» по вине руководителей и самих крестьян был сорван сев, причиной этому стала нехватка семян. «…Уже целую пятидневку на полях колхоза не производится никакой работы. …Требуется срочное вмешательство, виновных в срыве сева нужно привлечь к суровой ответственности».
Несколько похожих материалов можно найти и в № 64 (5017) от 4 июня. Жирные, бросающиеся в глаза заголовки кричат: «В чём причина простоев?», «Почему отстают колхозы Ново-локтинского совета?», «Прикрываясь «объективными» причинами». Как можно понять из статей, во многих колхозах было всё для успешного проведения полевых работ, но на их исход повлиял пресловутый человеческий фактор. В частности, в Ново-локтинском колхозе им. Е. Гультяева были «большие возможности для завершения весеннего сева»: 70 рабочих лошадей, 11 тракторов, крупный рогатый скот. Но «слаба оказалась работа первичной парторганизации, вопросы социалистического соревнования выпали из поля зрения новолоктинских коммунистов и их секретаря. И это – в военные годы!»
В другой заметке рассказывается о том, что «бригадиры и трактористы некоторых колхозов проявляют разгильдяйство». Они «жалеют полученные тракторы» и продолжают пахоту на конях и вручную, а техника простаивает. При этом, конечно же, колхозники отстают по срокам полевых работ от других земледельцев.
Впрочем, хвалили или «песочили» в газете тогда не только работников сельского хозяйства. В № 70 (5023) от 18 июня некто Г. Тамарин подробно осветил «ужасную работу сотрудников телефонной станции». «…Телефонистки, работающие по № 4, 5 и 8, глумятся над абонентами, – писал возмущённый читатель. – Они не слушают, что им говорят, бросают трубку, вызывают не те номера, заставляют часами висеть на телефоне… По нашему мнению, самым верным средством воздействия на телефонисток является жалоба в вышестоящий орган. Таким органом может служить кабинет начальника отдела связи. Звоните прямо тов. Бычкову!» – взывает Г. Тамарин.
Ответ на письмо Тамарина не заставил себя ждать. Через три дня, 21 июня, в № 71 (5024) в рубрике «По следам ваших выступлений» читаем о совещании, которое провёл со своими сотрудниками после указанной публикации начальник районного отдела связи тов. Бычков. На совещании подробно разобраны все недостатки работы станции и отдельных сотрудников. В итоге часть телефонисток получили выговоры и были понижены в должности, другие и вовсе отстранены от работы. На всех (в статье перечислялось пофамильно) наложено взыскание.
Соцсоревнования, конкурсы, лотереи
Сороковые годы прошлого столетия – время всевозможных социалистических соревнований и конкурсов. Включались в них люди самых разных профессий: от работников заводов и фабрик до трактористов и доярок.
Так, в № 75 (5028) газеты «Серп и молот» от 30 июня читаем про «Рекорд крановщиков»: «…В ответ на приказы вождя тов. Сталина, отмечающего славные победы наших войск, железнодорожники ст. Ишим показывают высокие образцы трудового героизма. На днях бригада крановщиков паровозного склада топлива, руководимая бригадиром-коммунистом тов. Бул-дановым, добилась рекордной скорости ремонта крановой машины, полученной со ст. Называевская. Бригада отремонтировала её за 8 дней вместо 15 по плану. В этой работе особенно отличились слесарь Ходак, машинист крана Анмудинов, слесари-девушки Лукошина и Булдакова».
В том же номере заметка «Не меньше 9 литров в сутки», рассказывающая о мизоновских колхозах, которые первыми «включились в конкурс». «…На днях это решение, а также условия конкурса были обсуждены на объединённом совещании животноводческих работников колхозов «Политотделец» и «им. 17 партсъезда» Мизоновского сельсовета. Участники соревнования единодушно решили включиться в конкурс и взяли обязательство добиться в период конкурса надоя молока в среднем на каждую фуражную корову не менее 9 литров в сутки».
Удивительно, но в сложное военное время в стране действовали и лотереи с хорошими призами. Везло и ишимцам. Об итогах Третьей денежно-вещевой лотереи, проводимой райсберкассой, сообщалось в № 67 (5020) от 11 июня в материале «Крупные выигрыши». «…Обнаружены крупные выигрыши, которые выпали на билеты участников тиражей. Так, например, сотрудница конторы связи тов. Жукова выиграла 5 000 рублей, рабочий депо ст. Ишим тов. Бабицын – золотые часы, слесарь первого отделения службы движения тов. Тапочкин также выиграл золотые часы. Самый крупный выигрыш выпал на билет, которым обладал колхозник сельской артели «Красный Урал» Фёдор Алексеевич Богданов. Он выиграл 10 000 рублей. Золотые часы выиграла Зоя Викентьевна Антонова, агроном сортоучастка, работающего сейчас в этом же колхозе».
Отдельные материалы летом 1944-го можно найти и о передовиках. К примеру, в № 75 (5028) от 30 июня опубликована статья «Бригадир двух бригад». Автор, оставшийся неизвестным, пишет: «Анна Казакова – лучшая комбайнёрка плешковской МТС, обладающая большим практическим опытом, инициативой. Изучив в совершенстве технику комбайна, она уверенной рукой водит его по колхозным полям во время уборки хлебов. В прошлом сезоне Казакова хорошо справилась с этой работой, мастерски убрала урожай, не допустив потерь. На ремонт комбайнов она перешла бригадиром. … А. Казакова окончила курсы механизаторов, и теперь сама готовит водителей комбайнов – преподаёт им теорию и практику этой сложной машины».
Примечание. Таким мы увидели июнь 1944 года на страницах газеты «Серп и молот». Благодарность за помощь в подготовке материала выражается Ишимскому государственному архиву.
Юлия КРОО.
Фото автора.
Использованы материалы Ишимского государственного архива и частных собраний.