6 июля в России отмечают День морского и речного флота
Окончившие первый курс Тюменского колледжа водного транспорта студенты в практике еще не поднаторели, поэтому отдавать швартовы получилось не сразу и не без помощи капитана Емеленко.
– Носки когда-нибудь дома складывал? Вот и веревку собирай по такому же принципу – туда-сюда, туда-сюда, – командует Юрий Владимирович. – Теперь нажми на пружину и дави вниз!
Пружина в ящике, куда прячут веревку, поддается не сразу, и девятилетняя внучка капитана Олеся едва сдерживается, чтобы не броситься на помощь. Дедова школа!
– Мы пока только общеобразовательные предметы проходили, – как бы извиняется паренек в белоснежной рубахе с полосатым воротником. Толя Харалгин поступил в Тюменский колледж водного транспорта по совету дяди, а оказалось, нашел занятие по душе. Года через три выучится на судомеханика и отправится бороздить бескрайние водные просторы необъятной России.
– Уже следующей весной уйдем в свою первую навигацию, – предвкушает он. – Еще есть время, чтобы подготовиться на специальном тренажере, ведь испытание предстоит длительное: навигация длится с мая по ноябрь.
Тренажер, имитирующий качку и прочие прелести открытого плавания, – это еще что! Через пару месяцев будет готов настоящий корабль, где будущие водники пройдут реальную школу выживания.
– Парням предстоит самостоятельно действовать в ситуации пожара или затопления, – поясняет Юрий Емеленко. – Если, к примеру, возникла пробоина, то вода хлынет по-настоящему. Конечно, у ребят стресс от того, что им приходится самим бороться со стихией, но после нескольких подобных ситуаций вырабатывается своеобразный рефлекс выживания, и действовать начинаешь на автомате.
– А вдруг парни растеряются и не смогут потушить пожар? – я начинаю беспокоиться за юнцов.
– На корабле всегда присутствует инструктор, в случае чего – поможет, – успокоил капитан. – Придержи рукой борт, а то сейчас врежемся, – кричит он Толе, неуверенно швартующемуся у ржавой баржи. – Эх, ничего-то еще не умеют… Одно время молодежь вообще не шла на флот, особенно речники были не в почете. На море – там да: зарплаты выше, работа вроде как престижнее.
Сейчас, конечно, ситуация выравнивается. Взять хотя бы нынешний год: только объявили набор абитуриентов – уже почти полностью выполнили план. Будут у нас и судоводитетели, и судосборщики, судокорпусники и судосварщики.
– А капитаны будут?
– А то как же! Сам готовлю командный состав флота в многофункциональном центре прикладных квалификаций при колледже. Но капитан – это уже высший пилотаж, опыт большой нужен.
– Почему флот незаслуженно обходят вниманием?
– Сам не пойму. Ведь это самый дешевый вид транспорта. Раньше в Сибири единственным способом доставки грузов был водный транспорт. А когда осваивали Тюменский Север, грузы туда переправляли исключительно по воде.
– И грузы на месте, и дороги целы…
– Может, и мы вскоре последуем примеру Европы: она давно перешла на воду.
Автор: Людмила ВЕДЕРНИКОВА