Медиакарта
8:33 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Различия светского и делового этикета

Дорогие читатели, мы продолжаем вести рубрику «Этикет». Ранее наш автор Нелли Галактионова рассказывала о культуре выбора и преподнесения подарков мужчинам и женщинам. Но правила этикета не всегда делятся по гендерному признаку, есть ситуации, в которых отдается предпочтение равноправию полов, например, на работе.

Сегодня Нелли Анатольевна расскажет о различиях светского и делового этикета.

Этикет – свое-образные правила поведения, принятые в обществе. Соблюдение правил поведения упрощает задачу вхождения в коллектив, помогает установлению приятного и комфортного климата общения. Правила светского этикета дают преимущества женщинам и людям старшего возраста – им уступают место в транспорте, пропускают вперед, открывая перед ними и придерживая двери, молодые люди должны первыми приветствовать взрослых людей. Но правила светского этикета входят в противоречие с правилами делового этикета, где нет места возрастным и гендерным преференциям, в деловом мире в общении с коллегами на первый план выходит должностная иерархия.

Попытаемся кратко рассказать об основных правилах делового общения и их отличии от канонов светского общения.

В рабочей обстановке главное – ваши служебные права и обязанности. Женщина не может претендовать на уступки в деловой сфере, обусловленные ее «слабым полом», с другой стороны, и мужчина не должен добиваться своего «по праву силы». В деловом мире правила вежливости не должны мешать рутинной работе. В офисе не рекомендуются любые телесные контакты кроме рукопожатия, в том числе и между женщинами.

Женщина в рабочей обстановке не должна подчеркивать «женственность», украшая рабочее место сувенирами, фоторамками, легкомысленными женскими «штучками», косметикой, зеркалами. Аксессуары, которыми пользуется дама на работе, должны подчеркивать ее деловые качества, быть строгими и не допускать возможности заподоз-рить ее в легкомыслии.

Еще раз следует подчерк-нуть, что в основе делового этикета лежит субординация, поэтому в деловой сфере снимаются возрастные ограничения. Например, в рабочей обстановке первым приветствует не младший старшего, а подчиненный начальника, даже если подчиненный гораздо старше руководителя. Разумеется, никто не запрещает молодому руководителю поприветствовать взрослого человека первым, но если он этого не сделает – это не повод обвинять его в невежливости.

И женщины, и мужчины должны учесть, что их личные вкусы и пристрастия не должны мешать основной деятельности, поэтому в рабочей обстановке недопустимо использование крепких ароматов, провокативной одежды, ярких, приковывающих внимание аксессуаров, следует отказаться от навязчивой и громкой мелодии в телефоне.

Существуют особые требования к правилам телефонного звонка. Деловой человек, профессионал обязательно должен отвечать на звонки и выключать телефон только в случае крайней необходимости, например, если вы идете на важную встречу, инициатором которой являетесь, либо ведете серьезный разговор с руководителем. Но и в этом случае, если телефон зазвонил, на звонок следует ответить, сказав, что вы не можете сейчас разговаривать и перезвоните позже.

Посетитель в учреждении не должен стучать в дверь кабинета, так как это не только отвлекает работающих, но и наводит на мысль, что посетитель допускает, что люди в кабинете могут заниматься решением нерабочих вопросов. В рабочее время в официальное помещение посетитель допускается всегда, если речь идет не о врачебном кабинете или другом специфическом предприятии, поэтому стук только мешает.

В рабочей обстановке обязательно обращение на вы к любому присутствующему, ибо вежливость – основное требование делового этикета.

Автор: Нелли ГАЛАКТИОНОВА