На причале салехардской нефтебазы «Роснефть» пришвартовался первый в этом году танкер с топливом северного завоза
Построенный еще в советские времена в доках братской Болгарии, корабль исправно ходит на Ямал уже 38-ю навигацию. А свое название – «Григорий Усиевич» – получил в память омского революционера.
Капитан Александр Лобков рассказал об особенностях своего судна. Фактически сам корабль, так же, как и десять членов команды из Омска (официальный порт приписки в Санкт-Петербурге, поскольку танкер относится к классу река-море), в среднем за навигацию успевает побывать на Ямале три раза.
Снабженный двойным днищем, он может перевозить единовременно до 2 100 тонн нефтепродуктов.
– В настоящее время в трюмах находится зимнее дизельное топливо, более 2 080 тонн, – сообщил кэп. – Оно из Сургута, с завода стабилизации конденсата имени Черномырдина. Три дня пути, и вот мы стоим у причала салехардской нефтебазы «Роснефть». На Оби смогли развить хорошую скорость благодаря большой воде. И ее уровень держится, вот только судоходство здесь нынче редкое. Мало флота стало…
Процесс перекачки ГСМ из танкера в цистерны нефтебазы занимает 12-13 часов. Зависит от мощности моторов. Трубы, по которым бежит нефтепродукт, перекинуты с плавучей насосной станции вдоль берега до самого хранилища. Система подогнана герметично, и ни капли вредных для экологии веществ в воду не попадает.
Омский корабль – один из флагманов танкерного речного флота. Вместе с ним топливо северянам перевозит десяток других судов различного водоизмещения.
Обещают снабдить своевременно
Кроме сургутского предприятия, ГСМ приходит на Ямал из Омского нефтеперегонного завода, в основном в виде бензина.
Именно эти два поставщика практически полностью обеспечивают округ необходимым объемом переработанных углеводородов. За исключением Пуровского района, для населенных пунктов которого стабильный газовый конденсат и дизельное топливо завозят из поселка Пуровска. Там находится наш ямальский завод по переработке конденсата. К сожалению, его мощности хватает лишь на один район.
Потребность же округа в нефтепродуктах, по словам заместителя директора департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО Станислава Закревского, около 77 тысяч тонн в год. К ним добавьте более 22 тысяч тонн каменного угля и более 6 тысяч кубометров дровяного леса.
Имея это в наличии, ямальцы смогут жить «в тепле и свете». Однако цена вопроса немалая. По информации пресс-службы губернатора ЯНАО, для централизованной поставки всех топливных ресурсов требуется около 3,8 миллиарда рублей.
Представитель профильного департамента заверил «КС», что северный завоз проходит по плану.
– В первую очередь наша задача – снабдить ГСМ и дровами населенные пункты, расположенные на быстро мелеющих реках, – подчеркнул Станислав Ромуальдович. – Есть четкий график поставки, мы уверены, что централизованный завоз для нужд региона в навигацию текущего года будет выполнен своевременно. По крайне мере, в отличие от прошлого года сегодняшний уровень воды позволяет судам проходить самые сложные фарватеры, находящиеся возле поселков. Единственная проблема, – продолжил он, – несвоевременная оплата за поставленные нефтепродукты со стороны предприятий ЖКХ. Однако на сроки поставок это не повлияет.
База из далеких 30-х годов
Начальник товарно-транспортного цеха нефтебазы «Роснефть» Евгений Резниченко рассказывает, что хранилища предприятия могут принять 27 тысяч тонн топлива. Главным образом это бензин марки А-92 и А-95 и зимняя солярка. В среднем за навигацию через предприятие проходит «перевалка» около 36 тысяч тонн ГСМ.
К слову, это старейшая база на Ямале, построенная еще в 1932 году. Правда, за это время она всячески обустраивалась и реконструировалась.
– У нас очень много контролирующих органов, – пояснил руководитель цеха, – поэтому стараемся поддерживать емкости и оборудование в надлежащем виде.
Основной поставщик нефтехранилища – «Ямалгосснаб». Отсюда он перегружает продукцию на небольшие суда и развозит в самые отдаленные поселки для предприятий ЖКХ.
– Также мы отпускаем бензин автозаправочным станциям и предприятию «Салехардэнерго» для нужд окружной столицы.
К ответу!
Но бывает и такое. Емкость дала течь. Представители Тазовского отделения «Ямал – потомкам!» обратились с жалобой в администрацию муниципального образования.
Как сообщили общественники первому заместителю главы муниципалитета Сергею Семерикову, на реке Таз, неподалеку от села Газ-Сале, в первый день июля произошел разлив ГСМ.
В отделе информации и связей с общественностью администрации района рассказали, что сразу после обращения начались поиски источника загрязнения. Протечку обнаружили в одной из емкостей нефтебазы объемом 5 тысяч кубических метров, принадлежащей компании «Роснефтегаз».
Для ликвидации инцидента созвали комиссию по чрезвычайным ситуациям и сформировали оперативную группу. Вошедшие в ее состав сотрудники ОМВД по Тазовскому району, отряда противопожарной службы, «Ямалспаса», санэпидемстанции выехали в село Газ-Сале, где работники ОАО «Роснефтегаз» уже закрыли отверстия, из которых лилось топливо.
Тазовское дорожно-транспортное предприятие произвело отсыпку территории, предотвращая дальнейшее стекание нефти в реку.
И хотя данные работы, по словам Сергея Семерикова, должны производиться самой нефтебазой согласно плану ликвидации аварийных разливов, связаться с представителями компании «Роснефтегаз» удалось лишь после того, как все сделали.
– Мы сообщили в прокуратуру, в Тазовский территориальный отдел по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов. Сейчас подсчитывается ущерб, нанесенный природе, чтобы привлечь компанию к ответственности, – отметил первый заместитель главы.
Владимир ГАНЧЕРКО, «Красный Север»
Автор: Владимир ГАНЧЕРКО