Медиакарта
12:56 | 20 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

«Все дороги ведут в Ишим»

«Все дороги ведут в Ишим»
15:31 | 14 июля 2014

Пожалуй, нет такого человека, в сердце которого не нашлось бы места любви к родному краю и отчему дому. Семью Шикиных – Стешенко в городе помнят многие. Тамара Шикина была известным врачом, отличником здравоохранения, Алексей Стешенко – главным инженером завода «Сельмаш». Их дочь Ирина Стешенко почти полвека живёт в Москве. Но каждый год она приезжает в Ишим – город своего детства.
– Мне очень повезло с родными, – говорит Ирина Алексеевна. – Все они – представители достойных профессий: учителя, врачи, работники завода. Каждый из них – для меня пример и образец. Бабушка, Дарья Ивановна Шикина, родилась в 1904 году, училась в гимназии, потом – в пединституте. Прекрасно помнила купечество и революцию, часто рассказывала о тех временах. Сорок лет она проработала в школе № 1, имела орден Трудового Красного Знамени, множество дипломов и медалей с ВДНХ. Всё свободное время после уроков она занималась селекцией: выводила новые виды и сорта растений. Огромный пришкольный участок, где Дарья Ивановна вместе с другими педагогами и учениками копала, сажала, прививала и полола, тянулся до самого горсада. В те годы школа утопала в цветах…
Мама, Тамара Александровна Шикина, имела четыре диплома и также много наград. Она была врачом, отличником здравоохранения. Работала терапевтом, фтизиатром туберкулёзной больницы, рентгенологом. А в последнее время была главным врачом врачебно-физкультурного диспансера, часто замещала руководителей здравоохранения города.
Папа, Алексей Павлович Стешенко, участник войны. На фронт его не взяли из-за язвы желудка, зато отправили в город Йошкар-Олу, авиатехником. Работа была тяжёлой и ответственной: он готовил самолёты к бомбардировкам. После войны отец трудился на заводе «Сельмаш», был главным инженером. По тем временам это было одно из крупнейших предприятий города, там производили технику и оборудование для сельского хозяйства.
Маму и папу уважали в городе, за заслуги их неоднократно избирали депутатами горсовета. Дома у нас всегда собиралось много гостей, родители проводили что-то вроде музыкально-литературных вечеров. Приходили друзья, пили чай, пели, танцевали, читали стихи. Большими компаниями ходили на каток и в горсад… Много фотографий того времени я отдала в ишимский музей. Считаю, что эти старые снимки – история не только моей семьи, но и история города.
– Ваше детство прошло в Ишиме?
– Да. Я родилась в Омске 19 января 1947 года. Мама тогда была студенткой, а в послевоенные годы декретных или академических отпусков не давали. Поэтому в десятидневном возрасте мама привезла меня на поезде в Ишим, к отцу. Здесь прошло моё детство и школьные годы – самое счастливое время… – А почему после школы вы решили стать музыкантом?
– Когда была школьницей, я особо не задумывалась, кем стану. Много занималась спортом, лёгкой атлетикой и баскетболом. Ходила в спортивную школу на гимнастику, училась в музыкальной школе, активно участвовала в смотрах художественной самодеятельности. К выпускным классам мама хотела, чтобы я стала медиком, папа видел во мне инженера, а бабушка настаивала на музыкальном образовании. Дарья Ивановна хорошо играла на пианино и с детства пела в церковном хоре. Местный купец даже давал для маленькой Даши бричку, чтобы отвезти её на службу в храм. Мама играла на пианино. Вот и я выбрала музыку.
– Куда поехали поступать?
– Сначала в Тюменское музыкальное училище. А в 1965 году, за полтора года до окончания училища, поступила на музыкальный факультет Московского педагогического института им. В.И. Ленина (сейчас это академия). После института осталась в столице – 26 лет проработала в педучилище № 2, готовила педагогов начальной школы и воспитателей детских садов. Сейчас в образовательных учреждениях есть отдельные должности музработников, а тогда воспитатели и учителя должны были сами играть на музыкальных инструментах, уметь организовать любой праздник. На творческую пенсию я вышла в 1995 году, когда закрыли наше училище. Меня приглашали в другие училища, но в тот год я перевезла к себе больного отца и не могла его оставить. Папа умер в Москве спустя пять лет, мама и бабушка похоронены в Ишиме.
– Как сложилась ваша семейная жизнь?
– Первый муж был сыном министра просвещения РСФСР, умер. Второй – Анатолий Антонович Громов – сорок лет был штурманом Аэрофлота, работал в Шереметьево и Домодедово, летал на АН-24, ИЛ-18, ИЛ-62, ТУ-134, потом вышел на заслуженный отдых. Старшая дочь Диана – менеджер в частной фирме «Космос». Они возят с гастролями по стране артистов Малого театра. Младшая Тамара закончила иняз МГУ, преподаёт испанский язык в московской школе-гимназии.
– В столице вы живёте уже почти полвека. Считаете себя москвичкой?
– Нет. Хотя многие, кто перебрался туда совсем недавно, уже причисляют себя к москвичам. Мне нравится этот город, но я помню его совершенно другим. Когда я приехала, Москва была меньше и чище, никто и представить не мог, что спустя годы улицы заполонит такое количество автомобилей… А ещё, как и везде, другими были люди. Раньше в Москве было много интеллигенции: писателей, поэтов, врачей, музыкантов, актёров, учителей… Жили они на Арбате, Смоленской площади, на ул. Горького. Теперь больше приезжих и гастарбайтеров, и это грустно.
– Кроме членов вашей семьи, сегодня, на ваш взгляд, есть достойные люди, на которых хотелось бы равняться? – Наверное, вы удивитесь, но это бывший губернатор Тюменской области, а сейчас мэр Москвы Сергей Собянин. Мне очень приятно, что он приехал к нам с родной мне, тюменской земли. Перечислять то, что он сделал для столицы и её жителей за те три с половиной года, что стоит у руля, я могу бесконечно. Это ремонт, строительство дорог, транспортных развязок, метро и целых микрорайонов, реконструкция парков отдыха и ВДНХ, появление таксопарков и запрет на снос исторических зданий, тысячи цветников и деревьев, детские площадки, появление пешеходных улиц и видео-камер во дворах, премии молодым учёным и помощь детским домам… Сергей Семёнович – потрясающий человек, который одновременно успевает решать десятки самых разных задач. Если бы все руководители так болели за своё дело, как он, наша страна давно обогнала бы по уровню и качеству жизни преуспевающую Европу.
– Вы часто приезжаете в Ишим?
– Несколько раз в год. Я много раз бывала за границей в разных городах – от Мадрида до Буэнос-Айреса. Но я не нашла ещё такого места, куда меня так же тянуло бы вернуться, как в Ишим. К этой берёзке в палисаднике родительского дома, к этой речке и ясному небу. Здесь могилы мамы и бабушки, здесь друзья и родные, здесь сад со старыми яблонями и Никольская церковь, где крестили моих дочерей. Я помню, как в советские годы мы ходили провожать и встречать у храма нашу бабушку Дашу. Тогда религия была вне закона, у церкви стояли милиционеры с собаками и партийные атеисты. Это было ужасно. Сейчас всё по-другому. Я люблю бывать и в маленькой и круглой, как куличик, церкви Андриана и Натальи в Москве, рядом с Лосиным островом, и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Покровской и Никольской церквях Ишима.
– Ишим сильно изменился за то время, что вы не живёте здесь?
– Кардинально. И потрясает то, что с каждым годом этот маленький уютный городок становится всё краше. Я очень радовалась, когда на улице Карла Маркса вместо разбитых тротуаров появилась удобная плитка, вместо полных воды канав – газоны, роскошные клумбы и молоденькие деревца. Скамеечки, фонтаны, памятники – Ишим очень сильно изменился. …Когда я приезжаю в родной город, всегда стараюсь посетить проходящие здесь концерты, фестивали и другие мероприятия. Два года назад в «тридцатке» во время Дней славянской письменности и культуры я побывала на выступлении казачьего хора. Если честно, была потрясена их отличной музыкальной и вокальной школой. Очень люблю я и театр: Большой, МХАТ, им. Станиславского и Немировича-Данченко… Была на множестве постановок и премьер. Но я уже много лет мечтаю о том, чтобы в ишимском парке восстановили сгоревший когда-то летний театр. А недавно узнала, что здесь есть народный театр, и теперь очень хочу там побывать. Ишим – город талантливых людей, и я думаю, что спектакли «Зеркала» станут для меня приятным открытием и ещё одним подтверждением того, что своими земляками я по праву могу гордиться. Юлия КРОО. Фото Василия БАРАНОВА.

Автор: Юлия КРОО