Медиакарта
13:12 | 22 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

С ребенком нужно разговаривать

В среду, 25 июня, на базе детского сада «Солнышко» состоялась районная родительская конференция, поводом для организации и проведения которой послужил вступивший с 1 января в законную силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Радушно распахнулись двери дошкольного учреждения перед гостями, съехавшимися на встречу. Методист Н.Г. Федосова провела для взрослых мини-экскурсию по зданию, рассказала - как и чем живут маленькие воспитанники. На родителей подобное знакомство произвело приятное впечатление.

-Пришло время и дошкольное образование ввести под новый стандарт, в школах это уже внедряется, - начала выступление методист отдела образования И.В. Вахитова. - Для чего это делается? Чтобы обучение и воспитание детей шли в ногу со временем. Надо с пониманием отнестись к тому, как сейчас ведётся воспитание. Этот процесс - очень сложный, но интересный, предполагающий сотрудничество с семьёй. Мы поговорим об образовательной среде, где растут и воспитываются дети - что она даёт и какой должна быть.

-Стандарты предусматривают пять образовательных областей, - продолжает Ирина Владимировна, - через которые мы должны развивать ребёнка, чтобы он был готов пойти в школу. Задача дошкольного учреждения — научить его принимать знания, уметь ими пользоваться и воплощать в жизни. Мы должны научить наших детей жить в социуме - общаться, разговаривать, как с ровесниками, так и с детьми старше себя и взрослыми людьми. Одним словом – правильным нормам поведения.

В ходе разговора Ирина Владимировна акцентировала внимание на неорганизованной деятельности ребёнка, когда он может позволить всё – уединиться и работать в одиночку, в группе, в паре, взять ту игрушку, которую желает, или заняться сюжетно-ролевой игрой. Работа воспитателя заключается не в том, чтобы стоять перед детьми и привносить ему эти знания, - он только направляет деятельность ребёнка и корректирует, если что-то идёт не так. Но если дошкольный педагог будет делать это один – у него ничего не получится. Когда малышам говорят, что при входе в детский сад надо здороваться, а дома этой привычки не заведено, то, естественно, ребёнок никогда не научится. Родители должны разговаривать с сыном, дочерью правильным языком – грамотно, не кричать и не отталкивать, уметь слушать и отвечать на вопросы, тогда и речь воспитателя будет детьми воспринята и понятна.

По этому поводу И.В. Вахитова рассказала присутствующим притчу о времени, купленном у родителей. Она оказалась довольно поучительной, лишний раз доказав, что в семье очень мало времени уделяется ребёнку именно на совместную деятельность, на разговоры. А дети в этом возрасте хотят общаться. Они не болтливы, а просто любознательны. И не должно быть таких вопросов, на которые взрослые не могли бы ответить: если малыш спрашивает – значит, нуждается в том, чтобы ему ответили.

-Образовательная среда – это не только то, что нас окружает – игрушки, мебель, - продолжает выступающая, - но и мы с вами, занимая в ней первое место. Уважительные и доброжелательные отношения родителей – достойный пример для подражания. Психологи говорят: не надо в ребёнка к трём годам «впихивать» таблицу Менделеева – она ему не нужна. Каждый детский возраст ребёнок должен проживать от начала и до конца. Пришла пора есть ложкой и ходить на горшок – он это делает. Пришло время рисовать – рисует, петь – поёт, учить буквы – учит. Не надо заставлять. Если хотите чего-то добиться – проявите настойчивость, но не в грубой форме и без угроз. Просто надо объяснить – почему требуете это сделать. Потому что необходимо будет в жизни. Вот об этом написано в стандартах.

Далее Ирина Владимировна при помощи слайдов рассказала и показала, как обстоят дела в образовательной среде дошкольных учреждений в целом по району. При этом отметив, что воспитатели и директора школ стараются создать комфортные условия для детей. В детских садах и отделениях всё пространство, включая коридоры, используется для занятий с детьми. Малыши проводят время на свежем воздухе, где есть возможность найти применение детской энергии.

Свою речь И.В. Вахитова закончила словами известного российского и советского педагога по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния; нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…».

Логопед Т.А. Протопопова раскрыла секреты своей работы и предложила поговорить о речевой среде дома – как её организовать и помочь ребёнку не научиться читать и пойти в школу, а дать предпосылки к тому, чтобы он сам захотел научиться.

-Мы рассмотрим одну частичку развития речи – звуковую культуру, - сказала Татьяна Александровна. – Если ребёнок получает и выполняет задания, есть к этому интерес – значит, он психически и соматически здоров, имеет нормальные умственные способности, слух и зрение в порядке, полноценное речевое окружение в семье присутствует, поэтому научится читать, писать и хорошо заниматься в школе.

Логопед говорила о том, что с детьми надо разговаривать, спрашивать, и не только о том, что они ели. Для этого есть определённые правила: не старайтесь захватить всё и сразу; контролируйте свою речь, чтобы она была правильной, понятной и доступной; говорите без «сюсюканья»; не смейтесь над речью ребёнка; отвечайте на все поставленные вопросы, прибегая к помощи книг, Интернета и т.д.

Татьяна Александровна предложила родителям самим на время стать детьми и поиграть. Они учили звуки, их месторасположение в слове, произношение, используя при этом картинки, цветные карандаши. Задания предусматривали также развитие других навыков. Например, графических - держать правильно карандаш...

-Только во взаимодействии родителей и воспитателей, - сказала в заключение педагог, - можно воспитать гармонично развитую личность.

Тему сотрудничества продолжила воспитатель С.А. Комарова. Она акцентировала внимание на здоровье детей, и на том, как в этом вопросе помогают родители.

-Здоровье – многогранное и многоуровневое понятие, - сказала Светлана Александровна. - Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем подразумевается состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болячек и физических дефектов. Одним из условий полного роста развития ребёнка является движение. Ему необходимы не только ходьба, но и игры с беганьем, прыганьем, лазаньем. Двигательная активность – главный фактор здоровья. Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, поэтому двигательная среда должна быть насыщена специальным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим её развитию. Однако, как показывает анализ, полученный при анкетировании, такие возможности используют ограниченное количество семей, у большинства просто нет условий. Лучшее средство для организации двигательной активности – прогулка на свежем воздухе, которая может длиться, как минимум, до четырёх часов. В это время следует устраивать игры, спортивные состязания, для проведения которых мы предложили папам и мамам изготовить нестандартное оборудование в домашних условиях. В ход пошли футляры от киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки, резиновые пробки, верёвки, пуговицы, палочки и многое другое.

Светлана Александровна тут же продемонстрировала присутствующим целый «арсенал» различных самодельных приспособлений: штанга, гантели, ходули, эспандер ручной, пособие для развития мелкой моторики пальцев рук, классики, коврики массажные, скакалки. За что малыши и воспитатели говорят родителям огромное спасибо.

-Цель нашей встречи, - продолжила методист отдела образования И.В. Вахитова, - показать, что в ваших силах сделать жизнь ребёнка интересней и насыщенней.

Конференция завершилась увлекательной и познавательной экскурсией по уличной детской площадке, где многое сделано руками родителей и воспитателей.

Автор: Лариса ЛАПУХИНА