Всю жизнь посвятила приобщению детей к искусству преподаватель Омутинской детской школы искусств, заслуженный работник культуры Татьяна Александровна Самойлова. За сорок лет педагогической деятельности она обучила, привила музыкальный вкус многим сельским мальчишкам и девчонкам, которые, повзрослев, приводят к бывшему педагогу уже своих детей.
«Музыка - моя судьба - говорит Татьяна Александровна. - В трудовой книжке у меня одна единственная запись. Счастье каждый день идти в родную школу, где встречают замечательные коллеги, мои любимые ученики.»
Стать музыкантом Татьяна Александровна мечтала с детства. Она выросла в г.Ханты-Мансийске, в семье врачей. Приходя с работы, ее папа, поужинав, любил садиться за фортепиано. Александр Петрович был самоучкой, самостоятельно изучил нотную грамоту. Обладая отличным слухом и голосом, он прекрасно пел. Любил исполнять арии из опер и оперетт. У Самойловых всегда собиралось много друзей. Врачебная компания была дружной и веселой. В каждой семье росли по двое-трое детей, в основном девочки. Почти у всех дочки занимались в музыкальной школе, а значит, в доме было пианино, звучала классика и народные мелодии. С юных лет музыка стала для Татьяны Александровны неотъемлемой частью жизни. В детском саду, когда другие после полдника отправлялись играть в куклы, маленькая Танечка просила воспитательницу играть на фортепиано и танцевала. «Я любила выступать на всех утренниках. До сих пор помню своего первого партнера по танцам Ваню Криволапова», - с улыбкой вспоминает Татьяна Александровна. Позже был кружок в доме пионеров, музыкальная школа. В первом классе способная ученица уже сама играла на пианино. «У меня была мечта поступить в музыкальное училище, - рассказывает Татьяна Александровна. - Думала, буду хоть десять лет поступать, добьюсь своего. Но поступила с первого раза. Училась легко, в удовольствие. У меня были замечательные педагоги. Один из них Герман Вениаминович Гауфлер, приехавший в Сибирь в годы войны из блокадного Ленинграда. Высокообразованный, интеллектуальный человек, музыкант до кончиков пальцев, он учил нас не только игре на инструменте, но и деликатному отношению к людям, умению находить подход к детям».
После окончания училища Самойлову по распределению направили в Омутинскую музыкальную школу. Молодой специалист начала преподавать хоровые дисциплины, фортепиано и сольфеджио. Некоторое время Татьяна Александровна занимала должность директора, затем снова вернулась к непосредственной работе с детьми. Строгость и требовательность в педагоге сочетается с такими качествами как справедливость, умение почувствовать творческий потенциал ребенка. Она убеждена, талант - это один процент гения и девяносто девять процентов труда и дисциплины. Татьяна Александровна наделена тонким чувством юмора, женской харизмой, которые помогают разрядить академичную атмосферу урока. Ее принцип - ученика нужно хвалить даже за маленький успех. По признанию Татьяны Александровны, она абсолютный трудоголик. Готова заниматься с детьми даже в выходные и праздники. В 1998 году педагогу было присвоено звание «Заслуженный работник культуры», к чему она отнеслась философски, как к очередной вехе в своей жизни. Да и есть ли время думать о наградах, ведь у нее уроки, репетиции, концерты.
- У Татьяны Александровны всегда стабильный класс, высокие показатели успеваемости, - отзывается о коллеге директор Омутинской ДШИ Тамара Кузьминична Мешалкина. - Свой богатейший опыт она передает молодым специалистам, которые учатся у нее музыкальному вкусу, скромности и чувству такта. К Татьяне Александровне с большим уважением относится педагогический коллектив, учащиеся и односельчане.
За четыре десятка лет Татьяна Александровна воспитала немало талантливых учеников. Она с гордостью вспоминает Яну Егорочкину, Женю Дацкевич, Юлю Ермолаеву, Розу Шайбекян, Юлю Кошелеву - единственную за историю школы ученицу, давшую сольный фортепианный концерт. Илью Третьякова, который в этом году закончил первый курс музыкального училища в г.Екатеринбурге. Сегодня педагог радуется первым победам Оли Сараниной, Романа Третьякова, Светы Ананьевой. «Не обязательно каждый воспитанник должен стать профессиональным музыкантом, - считает Татьяна Александровна. - Музыка сама по себе влияет на детей благодатно, делает их духовно богаче, чище, помогает увидеть жизнь в новых тонах и красках. Я счастлива, что могу помочь им прикоснуться к этому прекрасному искусству».
Фото А. Саутиева