Тюменская область в прошлом году добилась того, что казалось невозможным всего пару лет назад. Она одна из первых в Российской Федерации довела объёмы жилищного строительства до 1 квадратного метра в год на каждого жителя и продолжает бить новые рекорды в жилищном строительстве. В области успешно реализуют масштабные проекты в топливно-энергетическом комплексе и в АПК, в нефтехимии и стекольном производстве. Здесь создали с нуля металлургическую отрасль, строят новые и возрождают забытые производства. Регион один из немногих в России реализует крупные социальные проекты. Здесь строят театры и медицинский город, а инвесторы не останавливаются на достигнутом и готовы создавать новые производства. Об этом в интервью агентству «Интерфакс-Урал» рассказал врио главы региона Владимир Владимирович Якушев.
– Владимир Владимирович, какие тенденции наметились в экономике региона? Какие результаты планируется получить по итогам года?
– Индекс промышленного производства по итогам первого квартала текущего года составил 113,6 %. Добыча нефти выросла почти на 20 %. В Тобольске заработал завод по производству полипропиленов, что обеспечило подъём в химическом производстве более чем в 4,2 раза. Укомплектован коллектив завода «Электросталь Тюмени», все тесты у них получились, и думаю, что в ближайшее время по металлургии мы получим большой рост для нашего региона.
Только привлекая инвестиции, открывая новые производства, находя ниши, которые не заполнены, создавая условия для инвесторов, мы можем развиваться в сегодняшних условиях. И самое главное, к чему мы стремимся, – это диверсификация экономики. 2013 год, считаю, мы завершили в этом плане очень здорово. Дальше хотелось бы двигаться вперёд так же.
– Можно ли сказать, что область достигла уровня диверсификации, который позволяет ей чувствовать себя уверенно в условиях нестабильности?
– Если бы в регионе присутствовали все отрасли экономики, тогда можно было бы застраховаться от любых рисков. Но мы имеем то, что имеем. Поэтому стараемся стимулировать появление новых отраслей либо тех, о которых мы забыли.
К примеру, когда-то в Тюмени выпускали стеклянные бутылки, потом производство «похоронили». Когда мы начали им заниматься, появилось современное предприятие «Стеклотех». В Тюмени никогда не было металлургии, теперь появился завод, формируется металлургическая школа.
Непросто пока решаются вопросы, связанные с инновационной деятельностью, – много нужно в этой сфере делать, помогать новаторам. Движение к конкурентной экономике есть, но я бы не стал говорить, что мы её диверсифицировали.
В настоящее время прорабатываем новый проект под условным названием «Индустриализация 3D». Планируем цикл создания промышленных производств в трёх параллельных направлениях – крупные проекты, индустриальные парки и небольшие перерабатывающие производства в сельских муниципалитетах, направленные на решение вопросов занятости населения.
– В области введены крупные предприятия: «Тобольск-Полимер», новые очереди Антипинского НПЗ, завод компании «УГМК-Сталь». Остались ли ещё масштабные проекты в инвестиционном портфеле региона, и каковы планы по их реализации?
– В нашем реестре около 300 инвестиционных проектов на общую сумму более триллиона рублей, и нам предстоит очень много интересной работы с инвесторами.
Сейчас мы движемся по ряду крупных проектов, связанных с глубокой переработкой пшеницы. Прорабатываем сразу несколько направлений в этой сфере, в том числе получение солода, лизина. Есть планы по производству лимонной кислоты и кормовых добавок.
Нужно уходить от стереотипов. Мы производим зерно, причём получаем урожайность не самую низкую в России, значит должны выпускать и конечный продукт. Семена картофеля сегодня поставляем во многие субъекты РФ – от Дальнего Востока до Московской области, на юг России, к примеру, в Краснодарский край. Очень многое зависит от человеческого фактора. Там, где на предприятии, в регионе, муниципалитете вопросами системно занимаются, серьёзно вкладываются, активно привлекают науку, получаются интересные проекты, к которым мы не привыкли, но они есть.
Кроме того, инвесторы у нас не останавливаются на введённых площадках, они готовы двигаться дальше. Так, например, совместно с Антипинским НПЗ, учитывая, что хорошо узнали друг друга, рассчитываем развивать ещё одно перспективное направление, связанное с переработкой углеводородов.
В Тобольске планируется новый завод «Запсибнефтехим-2». В случае положительного решения акционеров о строительстве второго завода, а мы надеемся, что они его примут, объём инвестиций в него будет гораздо больше, чем в первый.
– Расскажите о планах по созданию индустриальных парков? Где планируется их развернуть, чем они привлекательны?
– Под создание промышленных парков планируем задействовать старые промышленные площадки, которые сейчас простаивают либо мало загружены. Рассматриваем создание первых площадок в Тюмени, в Богандинке, а также в Ишиме на базе одного из существующих заводов, где практически есть всё необходимое для развёртывания производства. Это огромная территория, куда можно заходить и без лишних затрат на создание инфраструктуры, открывать новые предприятия. Есть наработки по Тобольску.
На базе промпарков могут работать до десяти средних и крупных предприятий, в том числе и завязанных в какой-то общий отраслевой, производственный кластер. Инвесторам это интересно, в первую очередь, тем, что практически не нужно вкладываться в инфраструктуру. Поэтому мы работаем над этим.
– Много внимания уделяется привлечению инвесторов в муниципальные образования. С какими трудностями сталкиваетесь?
– Сложности везде одинаковые. Но мы работаем сообща по отработанной технологии. Инвестиционными проектами свыше 300 млн рублей занимается областной департамент инвестиционной политики, с теми, которые поменьше, работает инвестиционное агентство совместно с муниципалитетами – это их зона ответственности.
Мы серьёзно стимулируем наши муниципальные образования. По итогам работы с инвесторами они будут получать бюджетные инвестиции. Основные показатели – динамика субъектов предпринимательства и рабочих мест, а также инвестиции в основной капитал.
Поэтому, если в муниципальных образованиях сейчас появляется инвестор, он сразу попадает в «жаркие» объятия главы, который начинает вникать во все вопросы и помогать в реализации проекта. Регулярно проводим тематические учёбы глав с привлечением недешёвых профильных специалистов.
– Насколько эффективна, по Вашему мнению, созданная в регионе система господдержки инвесторов? Достаточно ли имеющихся мер, и какие из них наиболее действенны?
– Тех мер, которые реализуются в системе государственной поддержки инвесторов в регионе, вполне достаточно. На первом месте по эффективности можно назвать субсидирование процентных ставок по кредитам и возмещение инвесторам первого взноса по приобретению оборудования через лизинг: до половины стоимости, без учёта НДС. Деньги для инвесторов, создающих новые индустриальные производства под новые предложения, должны быть дешевле, и за счёт субсидирования мы снижаем эту финансовую нагрузку. А также наращиваем поддержку реальной модернизации экономики: через субсидирование первого взноса помогли купить малому и среднему бизнесу, а также промышленным предприятиям более 2700 единиц нового оборудования и техники. А это и реальная модернизация, и рабочие места, и налоги.
Инвесторам мы помогаем при обустройстве производственных площадок, когда идут серьёзные вложения и создаётся совершенно новая инфраструктура.
Но среди всех мер поддержки я бы особо обозначил сегодня вопросы, связанные с обеспечением квалифицированными кадрами. Каждый новый завод, который появляется на территории, – это современное производство, которому требуются подготовленные специалисты.
Порядка 140 соглашений подписано между инвесторами, областным департаментом образования и правительством Тюменской области о подготовке специалистов. Пока не могу сказать, что мы достигли желаемого результата, но совершенно точно начинает выстраиваться понятная система подготовки профессиональных кадров.
И одно из важнейших условий для успешной реализации инвестпроектов – это их качественное сопровождение, включающее в себя решение вопросов по предоставлению и оформлению земли, получению техусловий и разрешений на строительство, а затем и ввода объекта в эксплуатацию. Наши сотрудники решают эти проблемы вместе с инвесторами.
– Владимир Владимирович, расскажите о «Тобольском проекте». Когда планируется создать кластер, который объединит группу участков и месторождений на границе трёх районов области?
– «Тобольский проект» – группа лицензионных участков и месторождений углеводородов, расположенных в Тобольском, Вагайском и Уватском районах Тюменской области. Подтверждённые запасы составляют примерно 300–400 млн тонн.
Существует порядок, в соответствии с которым лицензионные участки должны быть выставлены на торги, по их результатам определится инвестор, который займется их обустройством. Сложно сказать, будет один или несколько инвесторов, будут участки торговаться одним лотом или несколькими. Порядок и условия определяет Российская Федерация, в ведении которой они находятся.
Но это трудноизвлекаемые запасы, поэтому нам хотелось бы получить одного недропользователя, который принял бы эти участки и при определённой нашей поддержке отработал бы максимально эффективно на этих месторождениях все необходимые мероприятия. Надеемся, что недропользователь, который придёт, эту нефть на территории области добудет, и мы получим серьёзного налогоплательщика.
– Жилищное строительство в регионе стабильно растёт на протяжении нескольких лет. Какие перспективы на этот год?
– Объём жилищного строительства в текущем году будет не меньше, чем в прошлом. Ввод жилья в области только в первом квартале вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45 %. Задел на разных площадках составляет сейчас около 3 млн квадратных метров жилья. Причём растёт ввод квартир эконом-класса, которые, как утверждают застройщики, пользуются повышенным спросом. Перспектива развития жилищного рынка очень интересная.
Кроме того, перед нами поставлена задача к 1 сентября 2017 года разобраться со всем аварийным жильём на нашей территории, признанным таковым до 1 января 2012 года. Поэтому во всех муниципальных образованиях есть планы по строительству, программа сформирована, дома определены, и в установленные сроки мы должны распрощаться со всем аварийным фондом.
– Владимир Владимирович, в области происходят изменения в сфере здравоохранения, образования, культуры. Какие проекты реализуются в этих отраслях?
– Один из проектов в культурной сфере – открытие нового здания драматического театра в Тобольске. Объект современный, очень красивый. Это настоящее событие, которое, думаю, повлияет на культурную жизнь не только обновляющегося Тобольска, но и региона.
В здравоохранении наш главный проект – медицинский город. Мы продолжаем им заниматься, создавать условия для того, чтобы человек мог на одной площадке получить максимум необходимых качественных медицинских услуг и решить вопросы, связанные со своим здоровьем.
Там идёт строительство жилья для обслуживающего персонала, выходим на третью очередь онкологического центра, в планах строительство детской больницы и корпуса медицинской академии, в этом году планируется ввести в эксплуатацию морфологический центр.
В профессионально-техническом и высшем образовании сильно возрастает конкуренция. Наши вузы, чтобы не упускать студентов, должны соответствовать самым современным стандартам. Вложения в материальную базу идут постоянно, но главное – нужно вкладываться в преподавателей и учителей.
Согласно Указу Президента России мы существенно подняли заработную плату в начальном и в среднем образовании. Благодаря этому в общеобразовательных и дошкольных учреждениях у нас образовался конкурс среди педагогов. Сегодня на места учителей и воспитателей в школах и в детских садах претендуют по 2–3 человека. Такого никогда не было. Аналогичные условия нужно создавать в профтехучилищах и в вузах. Причём жёсткая конкурентная среда должна быть как для студентов, так и для преподавателей, тогда мы будем получать по-настоящему высокообразованные кадры. Работаем над этим.
– В регионе создана уникальная модель взаимодействия трёх субъектов федерации – области и автономных округов. Как развиваются эти взаимоотношения, в том числе экономические?
– Есть соглашение между Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой, Ямало-Ненецким автономным округом и Тюменской областью. Инструментом соглашения является программа «Сотрудничество». Это конкретная программа действий, которая наполняется реальным финансовым ресурсом. В ней одиннадцать направлений, затрагивающих социальную сферу, развитие конкретных отраслей экономики, транспортной инфраструктуры. По всем направлениям за почти десятилетие существования программы сделано много, но они касаются таких вопросов, по которым можно двигаться всю жизнь, и они всегда будут актуальны.
Есть проекты, не входящие в «Сотрудничество». Например, масштабная реконструкция аэропорта в Тюмени, которая осуществляется силами двух субъектов, заинтересованных в этом объекте, – Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Авиакомпания «Ямал», которой владеет округ, базируется в Тюмени, здесь у них ремонтная база – и мы этому рады: в арктических условиях очень сложно содержать такую инфраструктуру.
Нейрохирургический центр в Тюмени мы строили вместе с федерацией, при условии, что нулевой цикл возводит регион. Так вот, нулевой цикл мы создавали на паритетных началах с Ямалом.
Совместно с Ханты-Мансийским округом вели проект переоснащения Боровской птицефабрики, собственником которой до недавнего времени был округ. Целый ряд совместных проектов по АПК с Югрой и с Ямалом. Много программ, связанных с отдыхом детей, с переселением людей.
Постоянное передвижение жителей региона из области в округа и обратно создаёт предпосылки к реализации совместных проектов. Ямал возводит уже второй микрорайон в Тюмени для переселения людей, которые отработали в округе, вышли на пенсию и хотят жить в областной столице. Застройщиком выступает Запсибгазпром в рамках совместной программы ЯНАО с Газпромом. Югра пошла по другому пути, они выделяют субсидии пенсионерам на приобретение жилья на юге региона.
– Вы одним из первых губернаторов посетили Крым сразу после его присоединения. Какое сложилось впечатление, и какие решения приняты? Интересен ли регион тюменскому бизнесу?
– Область закрепили за Черноморским районом Крыма. Главный вопрос сегодня – помочь людям, которые жили в законодательном пространстве другой страны, начать жить и работать в законодательном поле Российской Федерации. Предстоит провести ряд преобразований, которые непросты, но очень нужны.
Много вопросов по материальной базе бюджетных учреждений, школ, детских садов. Имеющиеся ресурсы, на наш взгляд, используются не совсем рационально. К примеру, в одной из школ площадью более 16 тыс. квадратных метров обучается около 400 учеников. Система пока не структурирована, и, вкладывая в неё средства, желаемого результата можно не получить.
Поэтому мы подготовили дорожную карту для наших крымских коллег, где прописано, что необходимо, на наш взгляд, сегодня сделать, чтобы социальная сфера заработала рационально. Им нужно принять соответствующие решения, и тогда можно двигаться дальше.