В газете «Заря» от 4 июля 1989 года есть заметка о том, что лобановская ферма колхоза «Россия» занимает лидирующую позицию среди 35 МТФ района. В среднем от каждой коровы за сутки здесь получено по 13,3 килограмма молока.
Сегодня эти цифры на фоне современных показателей по животноводству выглядят скромно. Но в то время за подобные достижения надо было побороться. Неоднократно за выполнение соцобязательств награждалась Почётными грамотами колхоза и района доярка четвёртой колхозной бригады, жительница деревни Лобанова М.Н.Жукова.
– А на ферму я пришла сразу после окончания восьмого класса, когда мне было только лишь пятнадцать. О дальнейшей учёбе и речи быть не могло. Ведь мама нас, четверых детей, растила одна, приходилось ей очень тяжело. Об условиях труда в 1959 году могу сказать одно – их не было, доили коров вручную под открытым небом. Позднее начали строить дворы, навесы, появилась и аппаратура, – вспоминает Марфа Наумовна.
Как тогда казалось молодой девушке, с внедрением механизации работать стало очень легко, и она вместо двадцати коров стала обслуживать сорок, затем пятьдесят. Но и этого ей казалось недостаточно. Когда смонтировали молокопроводы, доярка увеличила группу до шестидесяти бурёнок. Каждую знала по кличке, по нраву, содержала в порядке рабочее место, повышала знания на животноводческих лекциях. Одним словом, в профессии старалась достигнуть высшего мастерства. Приучала к труду и своих детей.
– Дочки мои – Галинка и Наташа – как подросли, всегда во всём помогали. В санитарные дни, бывало, придут со мной на ферму, и пока всех коров не вычистим, не уйдут домой. Вместо металлической щётки, которая и в женскую руку-то не в каждую входила, не то что в детскую, брали пустую консервную баночку, закладывали туда тряпочку, наливали воды и обратно крышечку вовнутрь загибали. Получался удобный скребок – и чистит, и моет, знай только в ведро с водой его почаще погружай, – рассказывает наша собеседница про деревенское ноу-хау советских времён.
Кроме того, что трудилась Марфа Наумовна на ответственном участке, успевала она и домашнюю работу всю переделать. Как у каждого сельского жителя, всегда был на её дворе личный скот, возделывался большой огород, сама в русской печке пекла хлеб. При этом тесто квашеное недогляда тоже не терпело. Кстати, и сейчас бабушка Марфа нередко выпекает сдобу, которую обожают внуки.
– И очень я любила за грибами ходить. Транспорта ведь не было – колки, лесочки пешком с раннего утра обегаю, все первые грибки моими были. Так и говорили про меня – Марфа-грибница. А сегодня здоровье позволяет лишь до лавочки за оградой выйти.
Сказываются, конечно, те годы, когда молодая Маруся, не чувствуя холода, в резиновых сапогах на босу ногу, а нередко и босиком, доила в любую погоду на выпасах коров.
– Так добраться ведь ещё туда надо было. Летние выпаса-то почти под Турушёвой располагались. Это не меньше семи километров... Ничего, бегали. Потом на грузовой полуторке нас возить стали...
Когда до заслуженной пенсии оставалось не так уж много времени, перешла Марфа Наумовна в телятницы. Считалось, что на этом участке трудиться полегче. Но и здесь, если работать с прохладцей, результатов хороших не получишь.
А для ответственного человека они-то как раз очень важны. Хлопотливая, лёгкая на подъём женщина всегда находила дело: помыть, продезинфицировать клетки, запасти лекарственную траву, а затем приготовить из неё для маленьких питомцев отвар. Принести из коровника молочка, да побольше, чтоб пойло сытное было, вовремя приучить телят к комбикормам – вот тогда и привесы будут. Хвалило начальство такую работницу за старательность.
– Одним из последних председателей Юрий Михайлович Бойков был. Так он как зайдёт к нам в профилакторий, всегда скажет: иголку можно у тебя здесь, Маруся, найти при такой чистоте, – продолжает Марфа Наумовна свой рассказ.
Сорок лет отдала М.Н.Жукова животноводству, есть что вспомнить, чем поделиться. Но в беседе с нами высказала женщина и свою обиду.
– Жила незатейливо, работала на совесть, себя не жалела, но ветераном труда я так и не стала. Наперёд ведь не загадывала, в справедливость верила, а теперь, оказывается, льгот мне даже никаких и не полагается.
Зато признаётся, что повезло ей с дочками, с зятьями. Старшая Галина со своей семьёй тоже живёт в Лобановой и почти каждый день навещает маму. Часто приезжает с мужем и сыном из Турушёвой младшая Наталья.
– Третий год как муж умер, здоровья не стало, но одинокой себя не чувствую. Любят меня мои девочки, помогают по дому, заботятся. Вот семнадцатого июля мне исполняется семьдесят лет. Знаю, что обязательно будут от них, от самых моих родных, и поздравления, и тёплые слова.