Медиакарта
19:45 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Воины Дальневосточного фронта

15:25 | 31 августа 2010
Источник: Знамя правды

Воины Дальневосточного фронта

В нынешнем году в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» внесено изменение, которым установлена новая памятная дата России: 2 сентября – День окончания второй мировой войны.

Новый праздник будет широко отмечаться во всех регионах нашей Великой Родины. В этот день участники Дальневосточного фронта встретятся с молодёжью, побывают в школах и расскажут учащимся о боях с японскими самураями. Пройдут такие мероприятия и в нашем районе.

А сегодня воинов Дальневосточного фронта, к сожалению, остаётся немного – всего 8 человек. Это Антонина Флегоновна Некрасова, которая живёт в Ингалинке, Александр Николаевич Жарконских из Коркино, Алексей Александрович Раков из Буньково, Сергей Абрамович Елисеев из Масалей, Александр Георгиевич Семёнов из Суерки, Василий Иванович Григорьев из Упорово, Сергей Иванович Разов из Емуртлы и Михаил Сергеевич Кабаков из Пятково.

Некоторые из них охотно согласились поделиться своими воспоминаниями об огненных днях войны с Японией. «Эта война, – рассказывает В.И. Григорьев, – была хоть и короткой, но жестокой: ведь перед нами была отлично подготовленная и до зубов вооружённая Квантунская армия. Самураи не привыкли отступать. Они сражались до последней капли крови. Да и военные сооружения у них были долговременные и хорошо обустроены. Их прямо с ходу не взять. Чтобы разрушить эти укрепления, требовалась тяжёлая артиллерия. Для этого мы и прибыли с западного фронта со своими гаубицами. Разгрузились невдалеке от города Пограничного. В то время он был в руках японцев. А на следующее утро – в бой за город. Успешно прошла боевая операция – Пограничный был освобождён от японцев.

Потом наш полк участвовал в освобождении города Мулина. На этом и закончились наши боевые дела на Дальневосточном фронте».

А вот о чём вспоминает Антонина Флегоновна Некрасова: «На защиту Отечества меня призвали в 1942 году. Сначала Новосибирская школа связи. Здесь мы постигали тайны телеграфирования и, конечно, морзянку. Затем Второй и Третий Белорусские фронты. Наша главная задача была держать устойчивую связь с командными пунктами войск. Служба вроде бы шла своим чередом. Девушки-телеграфистки делали всё так, как подсказывала им собственная совесть и жгучее стремление быстрее изгнать врага с родной земли и добить его в собственном логове. И этот день наступил в мае 1945 года. Тогда мы все ликовали. От радости готовы были прыгать до потолка. Теперь уже ближе стал родной дом и родное село. Все ждали, когда командиры нам скажут: «Счастливого пути в родные пенаты!». Однако подобного пожелания мы не услышали. Зато нас познакомили с приказом командования о формировании дивизии, которая должна следовать на Дальневосточный фронт. Значит, новая война, теперь уже с Японией.

Итак, наш поезд взял курс на Восток. Прошли Белоруссию, европейскую часть России, перевалили Урал. Едем по родной Тюмени. И тут приглашает меня командир и спрашивает: «Родную землю не забыла?». «Да разве можно её забыть?» – отвечаю. «А коль так, то и повидайся со своими родителями», – сказал командир. От этого предложения я словно онемела и не могла ничего внятного ему ответить. Командир же пояснил мне, что в Ялуторовске наш состав будет находиться более полусуток. За это время я и должна была успеть побывать дома в родной Ингалинке.

Вечером того дня, когда мы прибыли в Ялуторовск, я уже сидела с родителями за столом, и мы вспоминали былые дни и былые годы. А ранним утром следующего дня уже торопилась в Ялуторовск, чтобы не отстать от своего поезда.

В теплушке с девчатами и ребятами мы устроили праздничный обед: на столе были печенье, варенье и соленья, которые собрала мне в дорогу мама. Обед получился на диво. И все благодарили мою маму за этот деревенский гостинец.

По окончании войны с Японией меня пригласил на беседу тот же командир, который разрешил мне побывать дома. Он предлагал остаться на сверхсрочную службу, говорил о перспективе. Однако согласиться с его предложением не могла, так как я твёрдо пообещала родителям вернуться с Дальнего Востока в своё родное село, в свой родной дом и вместе с ними заниматься хозяйством. Иначе поступить я не могла: ведь их два сына сложили головы в боях с фашистами».

Сергей Абрамович Елисеев не любит вспоминать годы службы на Дальнем Востоке. А он охранял дальневосточные рубежи России в течение шести лет. Был и во Владивостоке, и в Хайларском укрепрайоне, где шли оборонительные бои. Нелюбовь к этой теме у ветерана войны родилась ещё в 40-е годы, когда на Западном фронте шла суровая битва с гитлеровцами. Сергей Абрамович видел себя на том фронте, считал, что его место на первой линии огня с фашистами. Поэтому он не раз обращался к командирам с просьбой отправить его на Западный фронт, туда, где решается судьба Отечества. Его же убеждали командиры, что Дальневосточный фронт, который сдерживает милитаристские планы Японии, тоже не менее важный. А Япония в то время была самым первым подручным Гитлера на Востоке.

Сегодня, пройдя через огненную фронтовую метель в войне с Японией, Сергей Абрамович говорит: «Тактика нашего командования на Дальневосточном фронте была верной и дальновидной. Говоря о новой памятной дате России, о 2 сентября, мне хочется сказать спасибо Президенту и Правительству России, что они узаконили праздник российского народа, и прежде всего тех людей, кто с оружием в руках изгонял с земли Дальнего Востока японских самураев».

Материал об участниках войны с Японией подготовил Александр БРЕНЧАГОВ, член Союза журналистов России.

Фото Александра АНТИПИНА.

Теги: Победа