Школьные годы - чудесная пора. И чем дальше они от нас уходят, тем больше осознаёшь их цену. В этом я ещё раз убедилась на встрече выпускников 1969 года.
45 лет назад они, как птенцы из родного гнезда, разлетелись в разные концы страны и вот снова собрались вместе, преодолев неблизкий путь из Красноярска, Самары, Екатеринбурга, Тюмени, Нижневартовска, Тобольска.
К другим новостям «Уватских известий»
Очень хорошо выразила общее настроение одна из выпускниц - Надя Кошкарова (Афанасьева):
Мелькают сёла, города,
А поезд мчит меня туда,
Где я когда-то родилась,
И снова рвусь в Уват
сейчас.
Уже село не то, и школа
не моя,
Усталые друзья,
и я не молода,
Но что-то тянет и зовет
В родные нам места.
И это что-то -
«ностальжи»,
Да одноклассники мои,
И дорогие мне учителя.
45 лет - большой срок. За эти годы мои питомцы окончили институты, техникумы, получили образование, стали квалифицированными специалистами: учителями, врачами, инженерами, руководителями, обзавелись семьями, детьми, а многие и внуками. Но все они состоялись как личности, и Уват-ская школа может гордиться своими учениками.
Вечер 28 июня, встречаемся у школы. Подходят, кто группами, кто поодиночке. Напряженно вглядываюсь в лица, ищу родные, такие милые сердцу черты. Некоторых после выпускного не видела ни разу.
Учила и была классным руководителем у них в 8, 9, 10 классах с 1966 по 1969 годы. Кто-то ушел из 8-го, кто-то пришел в 9-й, но сдружились, сроднились и сейчас радуются встрече. Объятия, поцелуи, смех, возгласы удивления, узнавания.
Да, изменились мои юные мальчики и девочки, поседели, полысели, пополнели, но всё такие же шумные, неугомонные.
Встречу начинаем с экскурсии по школе, в которой они, правда, не учились, но строить помогали. В памяти хорошо сохранились многочисленные субботники по подготовке территории для будущей школы и уборке строительного мусора, и поэтому они по праву считают ее родной.
Особое впечатление произвел стенд в рекреации на втором этаже с фотографиями педколлектива Уватской школы разных лет. Фотографии крупные, четкие, и ребята с радостью узнавали своих бывших учителей. То и дело слышались возгласы: «Смотрите, смотрите, Надежда Ивановна, Мария Михайловна, Вениамин Степанович…», «Они учили нас…» и начинались воспоминания. Верно говорят: «Учитель жив, пока живы его ученики». Ведь большинства этих учителей уже нет в живых, а ребята их помнят, вспоминают их слова, дела, отношение к ним.
Во второй рекреации - фотографии школьных выпусков разных лет и опять поиск своего выпуска, радость узнавания себя, товарищей.
В актовом зале нас ждал сюрприз, который подготовил помощник организатора по воспитательной работе Михаил Фёдорович Слинкин, - презентация выпуска 1969 года, составленная из собранных нами старых фотографий. И вновь такие юные, милые, смешные, но узнаваемые лица одноклассников.
Большой интерес вызвала демонстрация фильмов о настоящем и будущем Уватского района, ведь где бы ни жили сейчас бывшие выпускники, они родились, выросли на Уватской земле и судьба малой родины им небезразлична.
А потом был праздничный ужин, праздничные тосты. Первый - за встречу, вторым - почтили память тех, кто уже никогда не придет на встречу выпускников: Люду Носову, Колю Колмакова, Любу Кулакову, Гришу Нестерова, Гену Разбойникова, Сашу Медведева, Мишу Лыкова, Вову Долгих, Валю Захарову, Нину Мокроусову, Вову Першина, Васю Семёнова, Колю Лопаева, Юру Неумоева, Гену, Вову Захаровых, Юру Белкина, Валю Чертовикова. Они ушли от нас, но память о них жива.
И снова воспоминания. Вспоминали уроки, классные мероприятия, школьные вечера.
Особый след в памяти оставили вечера именинников, которые мы проводили регулярно, активно к ним готовились, стараясь подарить какой-нибудь подарок: песню, танец, шутку, стихи.
Конечно, вспомнили и проделки: какое детство без них. Об одной из них я узнала только сейчас, через 45 лет. Участниками ее являлись кирсарайские ребята. Кирсарай тогда был большим поселком и учеников оттуда было много. Они могли жить в интернате, но предпочитали бегать домой. Особенно это было опасно весной и осенью, когда лед был непрочным и образовывались полыньи. Я очень волновалась за них. Вот на этом они и спекулировали.
Кто-то из их числа прибегал в школу в мокрой обуви, говорил, что они провалились в полынью, остальные вернулись домой, а он прибежал, чтобы предупредить меня. Я садила «пострадавшего» ближе к печке, сушила его валенки, воду в которые он налил уже в школе. У пришедших на второй день прогульщиков щупала лбы, беспокоилась, нет ли у них температуры. Мне и в голову не приходило заподозрить их в обмане, хотя выдуманное «купанье в проруби» было банальным поводом прогулять уроки или увильнуть от контрольной. Узнай я это тогда, возмутилась бы, как-то наказала, а сейчас мы просто дружно посмеялись над их проделками и моей доверчивостью.
А еще я подумала, как недооцениваем мы, учителя, наблюдательность наших питомцев, как хорошо они знают наши сильные и слабые стороны и ловко их используют в своих интересах.
Ребята словно вернулись в юность, много пели, танцевали, вспомнили наш классный гимн на мелодию песни «Глобус».
Воспоминания вернули и меня в те далекие годы. Жили мы с ними дружно. Они активно помогали мне проводить занятия политического клуба «Прометей», готовили доклады, инсценировки, танцы, дружно готовились к демонстрациям, вечерам, классным родительским собраниям, на которых они отчитывались перед родителями о своей школьной жизни. Активно участвовали в общешкольных субботниках, которые проводились тогда еженедельно. В школе было печное отопление и на субботниках ребята пилили и кололи дрова.
А как бурно проходили у нас комсомольские собрания. Поводов для обсуждения было много: и учеба, и поведение, и прогулы. Класс образцово-показательным никогда не был: и уроки срывали, и двойки получали, хотя в большинстве своем ребята были способные.
Я очень старалась, чтобы в классе не было равнодушных, чтобы ребята болели за честь класса, друг за друга. Часто цитировала им слова Бруно Ясенского: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать, бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют предательство и убийство».
И еще одна важная и сложная задача стояла передо мной как классным руководителем. Класс был сборный. Я приняла их в 8-м классе. Через год часть ребят ушла в техникумы. Из трех восьмых сделали два девятых, пополнив за счет прибывших из соседних школ. Поэтому были в моем классе и кирсарайские, и ялбинские, ивановские, осинниковские, родинские, и всех их надо было сдружить в единый, сплоченный коллектив.
Уватских восьмиклассников делили по принципу успеваемости и часть моих перевели в параллельный, что для них было настоящей трагедией, тем более что классным руководителем там была новая, совершенно незнакомая им учительница. Чтобы ослабить болезненность раздела, я предложила Александре Петровне, их новому классному руководителю, внеклассные мероприятия проводить вместе. Так и повелось: все вечера, походы мы проводили вместе и поэтому сейчас они встречаются как один клас-сный коллектив. Да и вновь прибывших нужно было объединить в один коллектив, чтобы никто не чувствовал себя чужим. Удалось это не сразу.
На встрече кто-то из ребят вспомнил, как я после общешкольного вечера провожала ялбинских, кирсарайских до самого берега, чтобы никого не оставили, не забыли, чтобы мальчики заботились о девочках. А проводив их до берега, долго стояла, ждала, пока дойдут до середины Иртыша. Через некоторое время они уже не нуждались в моей опеке.
Вот ведь помнят, а чувство ответственности друг за друга, чувство дружбы сохранилось на всю жизнь и за все долгие годы не теряют связь друг с другом и регулярно съезжаются на встречи: через 30 лет - в 1999-м, через 35 - в 2004-м, через 40 - в 2009-м, и вот сегодня - через 45 лет.
И еще одно открытие я сделала для себя на этих встречах. Мне казалось, я досконально знаю своих воспитанников, ан нет. Здесь они открылись мне новыми, неизвестными ранее гранями.
Вот Галя Боровикова (Г.М. Медведева). Помню ее как активную, общительную, отзывчивую девочку, но особых организаторских способностей я у нее не замечала, а сейчас - это душа нашего выпуска, связующее звено для всех одноклассников, активный организатор и участник наших встреч. Надо кому-то с кем-то установить контакт, звонят Гале: она всех знает, созванивается, связывается через интернет.
Надо отметить, что в подготовке этой встречи большую роль сыграли Андрюша Слинкин, Миша Созонов, Нина Кошелева (Юдина).
Новым открытием был для меня и Миша Созонов. Он пришел в нашу школу из Ивановки. Скромный, спокойный, ответственный мальчик, любое поручение выполнял добросовестно, но особым талантом в какой-то области не выделялся. А на вечере встречи всех поразил своим пением. Как он пел: «На Соловецких островах дожди, дожди!», «Березовый сок» - душа замирала. Какой голос, с каким чувством! И я в свое время такой талант проглядела.
А какие певуньи Галя Клюсова и Галя Рамазанова. Они буквально создали из одноклассников хоровую капеллу и, главное, всем вместе было хорошо и всё делалось от души.
Говоря официальным языком, встреча прошла в теплой, дружеской обстановке и оставила в памяти бывших выпускников неизгладимый след.
Вот несколько отзывов. Вера Поспелова: «Очень волнующая встреча», Надя Кошкарова: «Очень нужные встречи, возвращают в детство, в юность», Витя Козлов: «Рад безмерно встрече!», Андрей Слинкин: «Рад безумно», Саша Холодилов: «Очень рад встрече» и так далее.
Разошлись за полночь с твердым намерением через пять лет встретиться вновь, а кое-кто еще и на дискотеку успел - тоже ведь встреча с юностью.
К другим новостям «Уватских известий»
Фото А. НИЗАМОВА