У двоюродных братьев Павла и Виталия Румянцевых судьба чем-то схожа.
Родились они в один год – 1954. Учились в одном классе сначала Суерской, затем Упоровской школы. После её окончания в 1971 году вместе поступили в техническое училище №1 г. Тюмени на помощников машиниста. В армию их провожали в 1973 году. Оба попали во флот. И обоим даже служить пришлось на подводных лодках на Тихом океане, правда, Павелу на дизельной – в Магадане, Виталию на ядерной – во Владивостоке на военно-морской базе, находящейся в Шкотово.
В то время во флоте несли службу по три года. Виталий на подлодке был электриком. В их экипаже насчитывалось 120 человек, половина из них - офицерский состав и мичманы, остальные – срочники.
Моряки часто выходили в океан, патрулировали заданные квадраты, наблюдали за американскими авианосцами. На их субмарине в то время находилось восемь самых высокоточных ядерных крылатых ракет, которых американцы очень боялись, так как они были неуязвимыми, радары их не улавливали. Самый долгий поход, вспоминает Виталий Сергеевич, у них длился полтора месяца.
Павел на своей подлодке был торпедным электриком. Обслуживал шесть аппаратов с десятью торпедами. На боевое дежурство ходили с ядерными боеголовками. Основная задача, которая перед ними ставилась, – охрана своих кораблей и наблюдение за условным противником.
Во время службы Павел побывал в Ленинграде как победитель соревнований по стрельбе.
Годы, проведённые во флоте, братья-подводники считают хорошей жизненной школой. Как нигде, там ценится дружба, взаимовыручка, взаимопомощь, а по-другому и нельзя, когда месяцами находишься в изолированном пространстве.
Виталию Сергеевичу и Павлу Александровичу очень повезло, что их служба прошла без каких-либо нештатных ситуаций. А вот на лодке, на которой в это же время был подводником упоровец Виктор Елисеев, произошла авария. Когда она возвращалась из похода на свою базу, в борт между первым и вторым отсеком врезалось научно-исследовательское судно «Берг». Получилась пробоина высотой два метра. Субмарина, к счастью, не затонула. Но морская вода попала на электролит аккумуляторных батарей, произошла химическая реакция, стал выделяться хлор. В результате за две минуты погибло 28 человек. Никому из находящихся в этих отсеках не удалось спастись. Единственную попытку надеть противогаз предпринял корабельный доктор, но не успел, его так с противогазом в руках и нашли.
Виталия после данной трагедии на месяц откомандировали на эту подлодку на замену батарей. Даже с экипажем ходил в плавание.
Почти сорок лет прошло с тех пор, как ребята вернулись домой. Но говорят, что армейская дружба, а тем более флотская самая крепкая. До сих пор Павел Александрович поддерживает связь с сослуживцем Олегом Щипцовым, проживающим под Ишимом. Они перезваниваются, интересуются делами друг друга, иногда встречаются.
Виталий Сергеевич тоже долгое время общался с Владимиром Дехтеруком, белорусом по национальности, но жившем в Эстонии. В 90-х годах даже с братом Владимиром ездил к нему в гости. Но, к сожалению, сейчас с ним нет никакого контакта.
После службы Виталий поступил в Тюменский сельхозинститут на зоофак, Павел – в строительный техникум на Алтае. По профессии В.С. Румянцев проработал недолго. Сначала устроился на мебельную фабрику, затем стал заведующим дома ветеранов, а сейчас он в «Ростелекоме». Павел Александрович 11 лет трудился в ПМК, потом чуть больше двенадцати – в Сбербанке, и до самой пенсии в «КРиММе».
В этом году братья вступили в пенсионный возраст, но продолжают работать.
Оба женаты. У Виталия Сергеевича трое детей: два сына – Алексей и Александр, и дочь Маша. Есть внук. У Павла Александровича детей двое – дочь Настя и сын Сергей, зато внуков уже трое.
В преддверии Дня Военно-Морского Флота Румянцевы поздравляют ветеранов службы, и тех, кто сегодня несёт её с честью не только на подводных лодках, но и на военных кораблях, с профессиональным праздником, который прославляет доблесть, героизм моряков, их готовность к защите своей Родины. Они желают всем тихой погоды, яркого солнца и мирного неба!
Фото из семейного архива.