Медиакарта
19:28 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Берет и каске не помеха

Выпускник городской средней школы № 1 Василий Погудин прошёл призывную комиссию на «отлично». Говорит, наставники у него были хорошие.

Учителя Евгения Смирнова, проводившего тогда начальную военную подготовку, и преподавателя физкультуры Сергея Шастова Василий не раз вспоминал добрым словом и в «учебке», и после. Первый научил обращаться с оружием и регулярно вывозил ребят на стрельбы в военный городок соседнего Ялуторовска. У второго полученная в поте лица пятёрка приравнивалась к медали, сданный норматив – к ордену.

Так что физическая форма и правильный морально-психологический настрой призывника Василия Погудина вполне соответствовали требованиям к новобранцу доблестных Воздушно-десантных войск. Тогда, весной 1991 года, Погудин не знал, что, присягая на верность Советской Родине, уже зимой будет чеканить: «Служу России!». Впрочем, у нас государство и Отечество не обязательно считаются синонимами.

Полгода «учебки» в седьмой воздушно-десантной дивизии, квартировавшей в литовском Каунасе, мёдом не были. Нескончаемые марш-броски и «упал-отжался».

– Я бояться начал, что разучусь пешком ходить, – улыбается сегодня Погудин, – все полгода мы передвигались либо бегом, либо строем. Нет, там дедовщины не было, уставщина была. В «учебке» успели сделать по три прыжка с парашютом. Когда выполняли первый с АН-2, выпускающий показал кулак, и все дружно вышли. А перед прыжком с ИЛ-76 даже дембеля крестились. В боевой части они на нас душу отвели по полной. Не унижали, зато физической нагрузки было хоть отбавляй.

Уже в должности заместителя командира взвода она Василию Погудину сильно пригодилась. И 18 прыжков с парашютом пошли на пользу.

К концу его службы началась война в Югославии, и в марте 1993 года десантникам предложили войти в состав миротворческих сил ООН. Назавтра пять рапортов лежали на столе у начальника части. Что было дальше? Неделя увольнительных в Каунасе, сборы в Рязани, а через месяц сформированный в России батальон тремя бортами отправили в Белград.

Василий Погудин попал в Сербскую Краину, непризнанную республику, созданную в ответ на действия хорватских властей, взявших курс на отделение от Югославии. В составе миротворческих сил ООН Погудин прослужил ещё год. Бои шли ожесточённые, и живой щит между сербами и хорватами был необходим, ведь основные потери на любой войне – мирное население. По словам Василия, воюющие стороны действовали весьма цивилизованно, по-европейски. Дороги не бомбили, понимали, что придётся восстанавливать.

– На Украине сегодня идёт совсем другая война, – с горечью замечает мой собеседник.

В конце 1993 года в числе других миротворцев Василия наградили медалью ООН «За службу миру». А в апреле 1994-го старший стрелок сержант В. Погудин демобилизовался и вернулся в родной Заводоуковск. Летом поступил в только-только открытый Уральский институт коммерции и права. А вскоре уже работал оперуполномоченным в отделе по экономическим преступлениям. В 2000 году офицер МВД Погудин три месяца провёл на второй чеченской войне и вынес стойкое убеждение, что армия не должна воевать со своим народом. Сегодня у него другая работа. Он выполняет её честно. Как в армии научили.

Лилия НАЗАРЕНКО

Фото из семейного архива Василия Погудина