Удивительная история иконы преподобного Сергия Радонежского
Иметь домик в деревне – мечта горожан. Вот и Любовь Ивановна К., жительница Менделеевска, что в Татарстане, как только появилась такая возможность, приобрела скромный домик в старинном селе Кураково.
Село было когда-то многолюдным и процветающим, в 1815 году в нем построили каменную церковь Космы и Дамиана на месте сгоревшей деревянной. Теперь храм заброшен, пустует и разрушается. А места вокруг дивной красоты, есть речка в зеленых берегах, в высоком небе можно увидеть пролетающих лебедей.
На правах новой хозяйки Любовь Ивановна начала наводить порядок, знакомиться с доставшимся имуществом. Разбирая поленницу дров в самом дальнем углу сарая, подняла почерневшую, прокопченную деревянную доску. Мелькнула мысль: на таких досках раньше писали иконы. На лицевой ее стороне невозможно было хоть что-то рассмотреть, лишь человек с воображением во вздыбленных чешуйках мог заподозрить остатки красочного слоя.
Припомнилось знакомство с Людмилой Петровной Никольской, художником-реставратором Тюменского музея изобразительных искусств. Аккуратно упакованная находка была доставлена в Тюмень.
Продолжилось чудесное возвращение иконы к людям. Иначе как волшебством проделанную реставратором работу не назовешь: в результате бережного укрепления каждой чешуйки красочного слоя и неоднократных осторожных расчисток начал просматриваться фрагментарно сохранившийся рисунок на епитрахили, элементе церковного одеяния святого, и лик. Стало ясно – это икона преподобного Сергия Радонежского, великого печальника земли Русской.
О возрасте находки Людмила Петровна говорит осторожно: написана не позднее начала восемнадцатого века. Как икона попала в поленницу дров и сколько времени там пролежала, можно только догадываться. В 1929 году сельскую церковь закрыли, начались гонения на служителей и верующих, иконы уничтожались. Вот и спрятали чьи-то заботливые руки домашнюю святыню подальше до лучших времен.
И это замечательно, что реанимацию, возвращение к жизни драгоценной реликвии доверили Людмиле Никольской. Уникальный специалист, старейший работник Тюменского музея изобразительных искусств (в реставрационной мастерской музея работает с 1968 года), квалификацию художника-реставратора получила во Всероссийском художественно-реставрационном центре имени академика Игоря Грабаря в Москве. Там же неоднократно проходила стажировки, научилась работать не только с графикой, живописными полотнами, иконами, но и с материалами: тканями, деревом, металлами, костью, керамикой, стеклом.… Но мало сказать, что она специалист высочайшего класса, она еще и светлый человек. Эта маленькая женщина располагает к себе улыбкой, мягким сибирским говорком, доброжелательностью, от общения с нею кажется, что и мир становится добрее. Не случайно иконы, нуждающиеся в реставрации, приходят к Людмиле Петровне: святое тянется к святому, к родственной душе.
Стараниями вот таких умелых, бескорыстно преданных своему делу людей возвращаются иконы к людям. И не только иконы, возможно, когда-нибудь и храм Святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Кураково будет восстановлен. И лебеди будут плавать в тихих заводях речки с зелеными берегами.
Автор: Галина ЗАМЫШЛЯЕВА