Медиакарта
18:26 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дело чести

Дело чести
13:54 | 12 августа 2014
Источник: Красное знамя

Завершился очередной весенний призыв в армию, в воинские части из Тюменской области отправился 901 человек. О том, как проходила призывная кампания в «столичном», мы беседуем с военным комиссаром по Тюменскому и Нижнетавдинскому районам Андреем МАТВЕЕВЫМ.

- Андрей Николаевич, как обстояли дела с выполнением плана призыва?

  • Мы традиционно, из года в год, выполняем и даже, бывает, перевыполняем план, для нас это дело чести. Во время нынешнего весеннего призыва в армейские ряды был призван 151 человек. План мы, естественно, выполнили и в этот раз.

- Каждый последующий призыв немногим отличается от предыдущего, поэтому не жду от вас особых откровений. И всё же: чем более всего вы были обеспокоены во время нынешней призывной кампании?

  • Досадно, что призывники ничтожно мало знают об ответственности за уклонение от прохождения военной службы, за неисполнение ими обязанностей по воинскому учёту, за попытки избежать медицинское обследование. Многие, например, «забывают», являясь на медкомиссию, взять с собой медицинский полис или приписное свидетельство, а некоторые и вовсе не считают нужным являться на комиссию. Что это – инфантильность? Безалаберность? Гражданская безответственность? Возможно, молодые люди вели бы себя совершенно иначе, если бы знали, что подобные проступки административно, а зачастую и уголовно наказуемы.

- Многие молодые люди, похоже, не прочь последовать примеру Емельяна Пугачёва – самого знаменитого «уклониста»… Сколько нынче таковых?

  • Порядка ста. В отношении особо злостных военкомат обычно направляет дело в прокуратуру. Нынче из числа «уклонистов» пятеро были привлечены к административной ответственности. Но вообще-то мы стараемся не доводить ситуацию до крайности.

Проблема «уклонистов», к сожалению, живуча, и причин тому немало. В целом по стране на армейскую службу направляется около десяти процентов граждан призывного возраста. Остальные либо не годны для службы, либо имеют право на отсрочку. Оставляет желать много лучшего система учёта призывников. Существует множество способов уклонения от воинской службы, в том числе вполне легальных. Наиболее распространённый, когда призывник меняет постоянное место жительства, и мы теряем его из вида. Раньше был контроль за призывниками через предприятия, где они работали. Подобная практика существует и по сей день, однако сейчас столько различных форм собственности, что военкоматам, к сожалению, это уже мало чем помогает.

- Насколько тесно ваше взаимодействие с главами территорий, с сотрудниками правоохранительных органов?

  • Конечно же, ощутима, одним нам пришлось бы намного труднее. Есть некоторые издержки в том, что главы муниципальных образований часто меняются, и с вновь назначенными приходится вновь налаживать контакты. В плане сотрудничества хотелось бы особо отметить Каскаринское, Новотарманское, Муллашинское, Переваловское МО, с администрациями которых у нас достаточно хорошее взаимопонимание.

- Сколь-нибудь существенно изменилось отношение молодых людей к армейской службе?

  • Некоторые, что скрывать, действительно идут служить с неохотой, без блеска в глазах. Для них армейская служба – вроде обязаловки: мол куда деваться, надо так надо. И всё же отъявленных «пацифистов» единицы, в основном, ребята желают служить, и это, естественно, радует.

Пожалуй армия уже не выглядит для ребят столь пугающей, как раньше, по той причине, что срок службы заметно сократился, она стала более прозрачной и открытой.

- Сейчас человек, который не был в армии без уважительных причин и в 27 лет явился в военкомат за военным билетом получает на руки фактически пустой документ…

  • Да, там нет отметки о прохождении военной службы как и решения призывной комиссии признать человека негодным или ограниченно годным к ней. Любой работодатель и кадровик в момент распознает, что имеет дело с уклонистом. И подтверждать сей факт специальной справкой не нужно. Это, безусловно, очень полезное нововведение.

- С некоторых пор был изменён порядок перевода призывников в статус военнослужащих…

  • Да, с 1 апреля 2010 года вступили в силу поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе». Ранее началом военной службы считался день убытия из военкомата в часть. Сейчас считается, что молодой человек состоит на военной службе со дня присвоения ему приказом военного комиссара звания «рядовой». С этого момента он должен быть обеспечен всеми видами положенного ему довольствия, включая медицинское, продовольственное и вещевое.

- 325 россиян выбрали нынче альтернативную гражданскую службу. Есть ли таковые у нас?

  • Нынче – нет. Вообще, я считаю, что в ближайшие годы альтернативная гражданская служба прекратит своё существование. Первый опыт сотрудничества военкоматов с домами престарелых, психдиспансерами и т.п. настолько вдохновил руководителей последних, что запросы в военкомат начали поступать задолго до начала призыва. Для многих учреждений здравоохранения и социальной сферы солдаты-«альтернативщики» были уникальной возможностью решить кадровые вопросы. Ведь зарплата у обслуживающего персонала, как правило, копеечная, поэтому сотрудников постоянно не хватает. Новобранцам же выбирать не приходится.

Почему альтернативная служба себя изживает? Во-первых, её срок почти в два раза превышает срок обычной службы. Призывники понимают, что это не самый выгодный для них вариант, особенно сегодня, когда новобранцы служат всего год. Во-вторых, по закону «альтернативщики» должны служить за пределами того региона, откуда они были призваны. Между тем в тех же учреждениях здравоохранения нет условий для приёма иногородних солдат.

- Случались ли у вас какие-либо трения с родителями призывников?

  • Мы стараемся своевременно решать возникающие вопросы, даём родителям необходимые консультации, успокаиваем их. И призывникам перед отправкой даём необходимый инструктаж: по прибытии в часть первым делом позвоните родным, благо сейчас с этим нет проблем, или отправьте открытку, чтобы близкие вам люди не волновались…

Беседовал Владимир ПОРОТНИКОВ.