Сегодня в обществе рабочие профессии перестают считаться второсортными, а профобразование – уделом среднячков. Образованные строитель и комбайнер востребованы на рынке труда, где тон задают современные технологии. О том, как в Голышмановском агропедагогическом колледже подходят к профессиональной подготовке молодёжи, мы беседуем с Натальей Николаевной Диль, заведующей отделением начального профессионального образования.
– Наталья Николаевна, расскажите, сколько молодых специалистов ежегодно выпускает колледж, современные требования в образовании повлияли на организацию учебного процесса?
– Прошлой весной мы выпустили 225 специалистов на базе начального профессионального обучения и 60 – на базе среднего специального. Десять выпускников имеют дипломы с отличием, среди них продавцы, газоэлектросварщики, повара. В основе рабочих специальностей всё-таки должно лежать среднее образование. В этом учебном году мы уменьшили набор на отделение начального профессионального образования и увеличили количество мест на отделении среднего специального образования. Уровень наращиваем только за счёт рабочих специальностей. К примеру, раньше мы выпускали на базе общего образования повара-кондитера, сейчас учащемуся предлагаем получить среднее образование и две рабочие специальности: повар-кондитер и технолог общественного питания. Закрыли на отделении начального профессионального обучения специальность автомеханик, взамен предложили учащимся на базе девяти классов вместе со средним образованием получить специальность мастер производственного обучения с квалификациями тракторист-машинист сельхозпроизводства, слесарь, водитель. Набор на отделение начального профессионального образования ведём по восьми профессиям, две из них для выпускников коррекционных школ: слесарь и швея. Эту категорию учащихся выделим в отдельные группы и создадим специальные условия обучения.
– Агропедагогический колледж заботится о трудоустройстве своих выпускников?
– Конечно, на сегодня из выпускников прошлого года только три процента не трудоустроено. Второй год выручает программа стажировки. Мы опрашиваем студентов, кто нуждается в стажировке. Заявляются порядка 25 человек. В этом году мы выпустили группу слесарей из коррекционной школы, им сложно было найти работу. Проблемы в трудоустройстве, в основном, возникают у жителей посёлка, сельские ребята возвращаются работать на сельхозпредприятия своих территорий. В прошлом году наши студенты были приняты на стажировку в общепит, ЗАО «Автотранс», «Голышмановоагропромстрой» и ООО «Сибгазсервис». В общепите, к примеру, девушки так и остались работать. Один повар стажировался в детском саду «Родничок». Пятеро проходили стажировку на базе нашего агропедколледжа. Всем стажирующимся выплачивалась заработная плата. За ними закреплялись наставники, которым в этом году тоже начислили зарплату.
– Материальная база колледжа соответствует обучению новым технологиям в производстве?
– Над улучшением материальной базы в профессиональном обучении мы постоянно работаем. Много финансовых вложений потребовал капитальный ремонт корпусов. За последнее время мы достаточно оснастили производственную лабораторию для поваров-кондитеров. Оборудовали лабораторию для газоэлектросварщиков. Есть два специализированных кабинета, хотя они ещё требуют доработки, но уже обеспечены самым необходимым. В этом году произвели слияние учебной базы начального профессионального образования и среднего специального. Требуются специализированные кабинеты для уроков физики, информатики и химии. Они будут оборудованы в первом корпусе колледжа. Соответственно часть кабинетов освободится во втором корпусе. Мы сможем приспособить их под кабинеты для изучения Правил дорожного движения, улучшим их оснащение. Отсутствовали у нас и лаборатории по изучению сельхозмашин. Не решена пока проблема по строительству площадки для подготовки водителей. Требуется восемь миллионов рублей. Ожидаем финансовой поддержки от департамента образования и науки. Срок действующей лицензии на эксплуатацию площадки заканчивается в 2012 году. Внедрение информационных технологий в учебный процесс целиком зависит от наличия компьютеров и программных комплексов. Сейчас кабинет информатики планируется оборудовать в первом корпусе колледжа, поэтому выход в Интернет у ребят, обучающихся во втором корпусе, будет только через библиотеку. Очень хотелось бы, чтобы компьютеров у нас было побольше, располагаем значительным количеством программ и учебных фильмов, но не имеем широкого доступа для их демонстраций. Преподаватели также используют три передвижных мультимедийных установки.
– Наталья Николаевна, изменяются ли учебные программы в связи с внедрением новых технологий?
– В 2012 году мы ожидаем перехода на новые государственные образовательные стандарты. На данный момент занимаемся их разработкой. Формируем функциональные карты, которые включат в себя параметры профессиональной подготовки: то, что на сегодня должен знать и уметь специалист. Функциональные карты разрабатываются преподавателями и мастерами, согласуются с руководителями производственных предприятий. На данный момент уже определили людей, которые на предприятиях будут с нами работать над документами. Сотрудничаем с ГР МУП «Голышмановоагропромстрой», ООО «Сибгазсервис», Управлением развития АПК, ЗАО «Автотранс». Эти функциональные карты будут отправлены в департамент образования и науки, затем региональные методические группы разработают новые учебные планы.
– А преподавательский состав работает над повышением профессионального уровня?
– Аттестация преподавателя или мастера осуществляется только после прохождения курсов повышения квалификации. В основном, курсы нам даёт тюменский областной государственный институт развития регионального образования. В прошлом году курсы прошли все мастера производственного обучения. На производстве мастера обычно стажируются вместе с учениками, также знакомятся с новыми технологиями. Инструкторы по вождению повышают свою квалификацию в Западно-Сибирском колледже. В этом году Тюменская сельхозакадемия провела обучающие курсы на базе Голышмановских сельхозпредприятий. Департамент образования и науки организовал дистанционные курсы в городе Ишиме, изучали внедрение в обучение новых образовательных технологий для мастеров по сварочному делу, техническому обслуживанию и ремонту сельхозмашин.
Наталья Гладковская
Фото Екатерины Кадочниковой