– За 13 лет работы в системе образования Тюменской области, за несчитанное число командировок по образовательным учреждениям России, Китая, Армении, Украины, Казахстана, Эстонии, я не видел школы, прививающей любовь к национальному достоянию – наследию Пушкина, лучше, чем моя родная, сегодня несуществующая школа в деревне Оськино, и школа в селе Земляная», – такое признание высказал Иван Васильевич Кайнов, педагог, чей педагогический и творческий путь начался в родном Голышмановском районе. И после многочисленных поездок по Пушкинским местам он вспоминает слова поэта: «В начале жизни школу помню я...». Это школа в Оськино и её педагоги, которые прививали любовь к русской словесности, литературе и культуре: Валентина Викторовна Бачинина, Татьяна Михайловна Юст, Нина Геннадьевна Юст, Любовь Николаевна Малюгина. Им – слова благодарности от ученика, который, как и Пушкин, превзошёл своих учителей. К ним обращены его слова: «В перестроечные «мутные» годы вы создали творческую, для всех единую культурно-образовательную среду, подъёмную не для каждой сельской школы. Каждый усвоил в этой среде что смог и что захотел».
В Иване с детских лет горело желание учить «разумному, доброму, вечному». Мама Нина Александровна вспоминает, как собирал он деревенских мальчишек на косогоре и рассказывал им разные истории. После школы поступил в Голышмановское педагогическое училище, а по окончанию вернулся в родную деревню и обучал деревенских мальчишек и девчонок всему, что умел и любил сам. Вёл пение, рисование и даже физкультуру. Продолжил обучение в Ишимском педагогическом институте. С каким энтузиазмом Иван взялся за эстетические преобразования в своей маленькой и угасающей уже тогда школе! Организовал кабинет эстетики. Из небольшой школьной выставки старинных предметов деревенского быта вместе с другими педагогами и учениками создал краеведческий музей села. Он сумел зажечь этой идеей практически всех жителей. Музей действует в Оськино и поныне. Правда, сейчас уже без него – Иван Васильевич в родном селе бывает нечасто.
После того, как «неперспективную» Оськинскую школу закрыли, Кайнов преподавал в соседнем Евсино, участвовал в районных конкурсах педагогов. Был одним из первых, кто стал обладателем Президентского гранта и представлял район на областном уровне. В одной из своих визитных карточек он процитировал поэтические строки:
...И жизни благодарен за уроки,
Всё, что случалось – вовсе не случайно.
Я путь земной менять не собираюсь,
Подвластно всё гармонии природы
И, по земле иду, взлететь пытаясь
На поэтичном символе свободы.
В этих строчках – жизненное кредо педагога.
Ивана Васильевича тогда пригласили работать в тюменскую гимназию. Непросто далось учителю решение о переезде в областной центр, жаль было оставлять своих учеников, которые с восторгом слушали учителя, впитывали чистые зёрна русской, родной культуры, учились видеть прекрасное в повседневной жизни. Неуёмная жажда познавать новое, развиваться и учиться, а учится Иван Васильевич всю жизнь, ни на секунду не останавливаясь на достигнутом, перевесила все доводы в пользу малой родины. Но милая сердцу школа остаётся в его земном компасе тем ориентиром, который продолжает вести педагога к вершинам мастерства.
Несколько лет он вёл в гимназии уроки эстетического курса, преподавал в Тюменском университете культурологию,часто вёл радиоуроки. Сейчас Иван Васильевич Кайнов – председатель Совета молодых педагогов в Департаменте образования и науки Тюменской области. На этом поприще он продолжает заниматься любимым делом. Теперь уже на более высоком, региональном, уровне. Повышение уровня культуры молодых педагогов наряду с повышением профессиональной компетенции и престижа учителей – это те задачи, которые ставит перед собой профсоюзная организация учительства. В молодом педагогическом сообществе реализуются долгосрочные социальные проекты «Университет правовых знаний», «Сохраним самое ценное», «Всероссийская педагогическая школа»... Дело всей жизни – отмечает Иван Васильевич. С докладами о повышении социального статуса педагогов, проектами, разработками он выступает на пленумах и совещаниях. Совет вовлекает в реализацию этих задач всё больше и больше одарённых, способных учителей.
Организация семинаров для молодых педагогов, участие Тюмени на российских форумах – всё это в поле зрения Совета молодых педагогов. Ивана трудно застать в кабинете. Ещё вчера он был с талантливыми учителями в Тригорском – в благословенных Пушкинских местах, а сегодня уже в Коктебеле – в музее Максимилиана Волошина. В составе тюменской делегации он объездил всю Россию, бывшие республики советского пространства, бывал за границей.
Да, сегодня к педагогу предъявляются достаточно жёсткие требования. Чтобы учить других, надо самому много знать, читать, бывать в музеях и выставочных залах. На один штрих обратила внимание в разговоре с Иваном Кайновым. Он обмолвился: «Когда летели в самолёте, оказалось, что несколько педагогов никогда никуда не летали!» Учителям обычных деревенских школ повезло, что рядом с ними яркая, увлечённая личность, Иван Васильевич Кайнов, который обязательно научит летать...
Фото из личного альбома