В приёмной семье Тамары Ивановны и Владимира Викторовича Тагильцевых из деревни Плотино воспитываются четверо детей. Родные брат и сестра Алёна и Ваня здесь уже десять лет. Татьяна Ивановна вспоминает, как забирали их из детского дома. Взяли ребятишки с собой оттуда рюкзачки с кое-какими вещами, книжками. Усадили детей в машину, привезли домой, поначалу стеснялись детки, не решались за стол сесть. Повели их Тагильцевы во двор, показали кроликов, познакомили с домашней любимицей – собакой Пулей. Оттаяли, быстро освоились, стали называть мамой и папой. В семейном альбоме хранятся фотографии: вот Алёнка с усыпанными диатезом щеками: наелась конфет и фруктов, непривычный к обилию лакомств организм выдал такую реакцию. На следующем снимке – Алёнка-первоклассница, в новом костюмчике, с белоснежными бантами, вот все вместе празднуют день рождения. Своих детей у Тагильцевых нет, и с появлением смышлёных и ласковых малышей новым смыслом наполнилась жизнь. Сроднились за это время. Хлопот особых ребята не доставляют: хорошо учатся, за Черемшанскую школу радеют, участвуют во всех мероприятиях и олимпиадах. Алёна хочет стать юристом, усердно штудирует статьи Уголовного кодекса. Цель Ивана – поступить в военное училище. Парень закончил десятый класс с тремя четвёрками, активно занимается лёгкой атлетикой, волейболом. Приёмные родители поддерживают детишек, дают советы, беспокоятся за их будущее. С родственниками Алёна и Ваня отношения поддерживают, их навещает бабушка, да и ребята летом у неё гостят. Жаль, что о третьей сестрёнке, ей сейчас лет тринадцать, не знают ничего, её усыновили. Часто мечтают, что, может быть, найдут друг друга потом, когда вырастут, воссоединится семья, как это бывает в передаче «Жди меня». Отца Алёны и Вани в живых нет, а вот мать в добром здравии. Алёна рассказала, как однажды довелось им встретиться. Девочка летом отдыхала в лагере, туда же на сезон и мать устроилась, специально, чтобы дочку разыскать. Столкнулись лицом к лицу, Алёна убежала без оглядки, не хотела, чтобы мать её узнала. Девочка и сейчас непреклонна, прощать мать за предательство не собирается:
– Раньше надо было думать. Родитель не тот, кто родил, а кто воспитывает.
Ещё одна девочка, Вика, появилась в семье Тагильцевых шесть лет назад, тогда она пошла в третий класс. Сейчас уже закончила девять. Четвёртый приёмный ребёнок Тагильцевых – Володя, ему девять лет, с ним познакомиться не удалось, мальчик отдыхал в санатории. Тамара Ивановна его навещает, привозит гостинцы.
Вика этим летом поступила в Голышмановский агропедколледж на физкультурное отделение. Любит мастерить что-нибудь своими руками. Сейчас девушка на пороге новой жизни, к которой, по всему видно, она очень стремится. Будет учиться, жить в общежитии. А для Тамары Ивановны и Владимира Викторовича наступает беспокойная пора. Как она там без пригляду, не попадёт ли под чужое влияние, как сумеет себя организовать? Приёмные родители несут полную ответственность за своих воспитанников до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, а дальше срок договора истекает, ребята должны строить свою судьбу сами. Опыт, который получили, живя в семье, конечно, им необходим. Хотя по-разному потом складываются взаимоотношения приёмных детей и родителей. Заведующая сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Т.Ю. Сусликова привела пример, когда приёмная мама расторгла договор, как только девочка поступила в учебное заведение, не захотела нести ответственность за ребёнка, который находится от неё на расстоянии. Или ещё такой случай: ребёнок приехал из Ишимского района, где воспитывался в приёмной семье, по истечении срока договора приёмная мама, которая вырастила много приёмных детей, отправила его на родину, восвояси, он для них – как отрезанный ломоть. Проблемы возникли у парня – не побеспокоились помочь, поддержать. Есть случай кардинально противоположный. Супруги взяли в семью мальчика, от которого уже дважды отказывались приёмные родители. И прижился он у душевных гостеприимных людей. Вырос, закончил агропедколледж. Парень по-прежнему живёт в приёмной семье, скоро пойдёт в армию.
Т.Ю. Сусликова считает, что дальнейшие взаимоотношения зависят от мотивов, которые были у приёмных родителей изначально при принятии ребёнка в семью. В основном люди это делают по велению души, но есть и такие, к счастью, их немного, кто не скрывает корыстных побуждений. Труд приёмных родителей засчитывается в общий стаж, им выплачивается заработная плата в расчёте на каждого ребёнка.
Собственный ребёнок – это на всю жизнь тревога и ответственность за его судьбу, и неважно, сколько ему лет. Те, кто усыновляет детей, такую ношу на себя берут. Сейчас в секторе опеки на учёте двадцать усыновлённых детишек, по достижению совершеннолетия их с учёта снимают. Две семьи, в которых воспитываются приёмные дети, хотят усыновить детей. Ещё трое – кандидаты в усыновители, они желают взять новорожденных малышей. Отказники в нашем роддоме – большая редкость, берут детишек в Доме ребёнка в Тюмени. Татьяна Юрьевна рассказала, что одна супружеская пара два с половиной года искала ребёнка. Нашли – очаровательного малыша с голубыми глазами. Приняли в свою семью, в своё сердце...
Фото Анатолия КУРДЕНКО