В родительском доме всегда были книги. Мы зачитывались ими, а самыми любимыми были «Сказы» Бажова – толстая книга в кожаном переплёте, так похожая на малахитовую шкатулку, и «Городок на бугре», картонная обложка книги сносилась до такой степени, что имя автора разглядеть было невозможно.
С автором любимой сказки я познакомилась неожиданно. В 1983 году Роза Михайловна Ковяткина, бывший редактор газеты «Ленинец», организовала поездку юных корреспондентов на слет в Тюмень. За несколько дней юнкоры прошли настоящую школу мастерства. О журналистике нам рассказывали О.О. Кох, К.Я. Лагунов, которые были действительно журналистами от Бога. Позже я прочитала публицистические: «Через Голгофу – на Олимп», «Портреты без ретуши» – своеобразное пособие для начинающих журналистов, где писатель К.Я. Лагунов говорит о мастерстве художников слова, духовности, нравственности и моральном долге. Роза Михайловна тогда, в 1983 году, не преминула познакомить своих юнкоров с писателем, ответственным секретарём Тюменской писательской организации. Тем более, что их связывала многолетняя совместная работа. Знакомство с юнкорами Константин Яковлевич, естественно, начал с вопроса, читали ли мы его сказки? Было Константину Лагунову тогда шестьдесят лет. Нам он казался недосягаемым авторитетом. А потом выяснилось, что он наш земляк.
С Голышманово судьба и творчество писателя связаны неразрывно. Он родился в Ульяновской области в сельской учительской семье, детские годы прошли в селе под Тобольском. А вот юношеские годы, становление личности выпало на военные годы, здесь, в Катышке. Его родители работали в детском доме в селе Голышманово, отец Яков Васильевич был директором, мама Мария Фёдоровна – учителем. В 1941 году Константин окончил школу в районном центре – в Катышке, мечтал продолжить заниматься творчеством. Уже тогда он начинал писать стихи. Великая Отечественная война изменила планы. В армию его не взяли из-за плохого зрения, он всегда носил очки в толстой роговой оправе и часто с тёмными линзами. Пошёл работать в тот же детский дом в селе Голышманово обычным воспитателем, а когда родителей призвали на фронт, стал директором. Грамотных людей не хватало, и Константина назначили секретарём райкома комсомола. В этой должности он часто бывал в комсомольских организациях. Когда я писала материал о детях из блокадного Ленинграда, его имя встречалось в воспоминаниях, в архивных документах. Он бывал в детских домах в селе Голышманово, Малышенке и Усть-Ламенке. Комсомольские работники вовлекали молодёжь Ленинграда в общественную жизнь. Когда Константин приезжал туда, он часто сам принимал участие в мероприятиях комсомольской организации. Брал в руки баян и подыгрывал юным артистам.
В 1944 году с Ленинграда была снята блокада, и повзрослевшие юноши и девушки уехали в родной город. Среди них была Галина Андреевна Крикунова. Однажды она прислала письмо Усть-Ламенским школьникам с трогательными стихами, которые посвятил ей Константин Лагунов:
Встреч с тобой не ожидавший,
Песня познакомила меня
С девушкой из города, сдержавшего
Шквал снарядов, грозный шторм огня.
От полей, лесов, простора дикого
Увези последний мой привет
Девушка из города великого –
Символа труда, борьбы, побед.
В его творчестве стали главным рефреном не стихи, а проза. Он работал в комсомоле много лет, после Голышманово – в Литве, в ЦК комсомола в Москве, в Таджикистане. Окончил Тюменский педагогический институт (впоследствии – ТГУ). В 1959 году К. Лагунов был принят в Союз писателей СССР. Одновременно он много писал, занимался наукой, закончил заочно аспирантуру при Таджикском университете, стал кандидатом исторических наук. В начале шестидесятых годов вернулся в Тюмень. А спустя несколько лет вышло в свет его первое большое произведение «Так было». Издатели писали, что это «роман о жизни зауральской деревни в годы Великой Отечественной войны». Голышмановцы читали и перечитывали книгу вновь и вновь, потому что «зауральская деревня» – в нашем районе. С тех пор, как Константин Лагунов перебрался в Тюмень, он стал часто бывать в Голышманово. Его приглашали на творческие вечера, в школы. Проходили творческие встречи, часто о них говорили по радио, писали в газете, иногда он встречался с одноклассниками. Автор создал более пятидесяти произведений – сказки «Ромка-Рамазан», «Ромка, Фомка и Артос», повести, романы и эссэ. По роману «Одержимые» был поставлен фильм «На таёжных ветрах», в котором играли прекрасные актёры: Юрий Назаров, Георгий Мартиросян, Майя Булгакова. Фильм рассказывает о геологах-нефтеразведчиках, об освоении Тюменского Севера. Романы «Больно берег крут», «Красные петухи» есть во многих семейных библиотеках голышмановцев.
В девяностые годы начался совершенно новый этап в творчестве писателя. Константин Яковлевич после «Красных петухов» вновь обратился к сибирской истории крестьянских восстаний 1918-1921 годов, уже с другой точки зрения. Он много времени проводил в архивах, работал с материалами, с которых был снят гриф секретности.
У каждого творческого человека происходит в судьбе, в жизни, во взглядах, некий перелом, переоценка пройденного пути, прошлого. И в творчестве Константина Лагунова так было. Одно из последних эссе – «Перед Богом и людьми» – своеобразная исповедь писателя. Пронзительная боль за судьбу страны, надежда на здравый смысл. Даже некоторая неудовлетворённость своим творчеством – это новый взгляд автора на происходящее в стране, попытка оправдаться перед читателями за некоторую неискренность в своих трудах. Для молодых журналистов это произведение также является назиданием, уроком творчества – писать правдиво и честно.
Константин Яковлевич Лагунов в 1992 году был инициатором и создателем кафедры журналистики в Тюменском университете, возглавлял её много лет. Вел единственный в стране творческий семинар с молодыми журналистами. Требовательный к себе и другим, работоспособный и ответственный – таким его помнят многие его современники. Роза Михайловна Ковяткина рассказывает, что Константин Лагунов присутствовал на многих совещаниях, сборах не только журналистов, но и редакторов. Часто выступал на них с анализом районных газет. Причём, от зоркого взгляда писателя не ускользало ничего. Текст, стиль газетных статей, вёрстка. Однажды отчитал и голышмановскую газету – за «колодцы» на странице. Колодцы – это пробелы, которые сливаясь, зрительно делят текст, отвлекают внимание читателей.
За многолетнюю плодотворную работу в комсомоле, за большие заслуги в развитии литературы Константин Яковлевич был награжден орденами Дружбы народов, «Знак Почета». В 1994 году ему присвоили звание «Почетный гражданин Тюмени», в 1995 году – «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Он академик, лауреат многих премий, награжден золотой медалью ТГУ.
Его не стало в 2001 году, когда он работал над новым романом – о нынешних отцах и детях, о непростых взаимоотношениях в годы страшной, повальной наркотизации молодежи. В память об этом замечательном человеке Союз журналистов учредил премию имени К.Я. Лагунова «Публицист года».
Фото из фондов Голышмановского музея