Медиакарта
6:18 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Одни как бы платят, другие как бы обслуживают

Одни как бы платят, другие как бы обслуживают
10:41 | 20 августа 2014
Источник:

Жители улицы Камчатской недовольны работой своей Управляющей Компании

Что бы там ни говорили об улучшении благоустройства и содержания территорий, удаленных от центра города, окраина пока остается окраиной. Здесь и дома ниже, и дороги пожиже. Район Лесобазы, что в Ленинском административном округе Тюмени, относится именно к таким. Да, сегодня он динамично развивается: сносятся старые дома и возводятся современные, строятся хорошие дороги, появляются новые автобусные маршруты. Душа радуется переменам! Даже название у Лесобазы теперь другое, менее прозаичное – микрорайон «Тура». Однако заглянем в старую часть района, томящуюся в ожидании перемен. Улица Камчатская: дома №№ 116, 116а, 117, 118, 119, 138. Дорога в этом месте неширокая, хотя и асфальтированная. С трудом разъезжаются две машины, а если это «пожарная» и «скорая», то хоть караул кричи. Зато много зелени! Лопухи с человеческий рост и другое сорняковое разнотравье. «У нас, как в лесу», – шутят жители. Не раз обращались они в управу Ленинского АО, в свою управляющую компанию, да что толку! Никто не решился организовать сенокос. Но больше всего поразила детская площадка (см. фото). Из малых архитектурных форм здесь «грибок» и старенькая, почти упавшая горка. Место в центре двора давно облюбовали автомобилисты. А ребятишкам досталась большая лужа. Они брызгаются в этом нерукотворном озере, месят грязь…

Большая часть названных домов относится к старому жилому фонду, но аварийными они не признаны, за исключением № 119. Однако сарафанное радио пустило слух о скором сносе. Обслуживающая их организация – ООО «Тура-Сервис» – до минимума сократила список оказываемых услуг. Жильцы сами поддерживали порядок: убирали придомовую территорию, мыли в подъездах. Впрочем, самообслуживанием, по словам собственников, они занимались всегда. Чистили снег, белили-красили в местах общего пользования, ремонтировали, даже асфальтированные дорожки к подъездам, сбросившись по 1500 рублей с квартиры, три года назад проложили. Так повелось. И не важно, кто обслуживал: ДЭЗ, ЖЭК или УК. Главное, что дома довели до ручки.

«Трубы в подвалах настолько старые, что нельзя устанавливать общедомовые счетчики, – рассказывают женщины, окружившие нас с фотокором как представителей четвертой власти плотным кольцом. – Как же так? – недоумевают они, – ведь мы же всегда платили за ремонт»; «В квартире на первом этаже живем с 1989 года и уже четыре раза меняли полы – портятся из-за постоянных утечек на сетях водоснабжения и канализации»; «Вода из горячего крана течет тонкой струйкой, без напора. Чтобы добиться нормативной температуры, надо пропускать воду час-полтора»; «Когда сильный ветер, искрится проводка»; «Рамы трухлявые, окна не открываются»; «Поверхностные теплосети голые, не утепленные»; «Протекает крыша в районе чердачного люка. И потоки дождя льются до первого этажа…».

Последней каплей терпения стали, конечно, не дожди, а счета на оплату жилищных услуг. Их предъявило собственникам ООО «УК «Сквер», обслуживающее жилье на ул. Камчатской по договору управления многоквартирным домом от 14.11.2013, заключенного по результатам открытого конкурса. Суммы в платежках увеличились более чем на 1000 рублей. Как считают жильцы, ни одна из услуг (уборка придомовой территории, техобслуживание общих коммуникаций, устройств и помещений, содержание общего имущества дома и т.д.) не предоставлялась либо была ненадлежащего качества. «Ни одного дворника или мастера-смотрителя мы в период с 01.02.14 по 31.05.14 в своих домах не видели. Если случались проблемы по воде или отоплению, вызывали аварийку. У диспетчера на наши звонки один ответ. «У нас не хватает электриков (сантехников, дворников), звоните в аварийную службу, – рассказывают члены домового совета. – Интересная получается история: мы сами отбрасывали снег, подметали и за свою же работу должны кому-то платить».

По мнению разгневанных женщин, УК «Сквер» также необоснованно включила в общую площадь земельного участка небольшие огороды, где выращиваются цветы и овощная мелочь и за которыми энтузиасты ухаживают сами, да еще вокруг них наводят порядок.

Не желая мириться с несправедливостью, люди стали обращаться «в инстанции» с просьбой разобраться, а к директору компании «Сквер» С.А.Стерхову – с требованием сделать перерасчет за недопоставленные услуги с февраля по май 2014 года.

Реакция последовала, но какая-то вялая. Так, заместитель директора департамента городского хозяйства администрации города А.Е.Чертов 75% своего текста посвятил разъяснению, как выбирается способ управления многоквартирным домом. И лишь в конце сообщил, что в адрес УК «Сквер» направлено письмо о необходимости привести в соответствие с перечнем обязательных работ, услуг, размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома.

Государственная жилищная инспекция при обследовании общего имущества в доме № 138 обнаружила мусор на придомовой территории, выдала предписание «Убрать!» и наложила административное взыскание. А жильцам посоветовала обратиться в суд для разрешения спора.

В известном Постановлении Правительства РФ № 491 отчетливо прописано: собственники вправе оплачивать только фактически выполненные работы и оказанные услуги. Но в УК «Сквер» перерасчет за недопоставленные услуги пока не сделали и, похоже, не собираются. Хотя на словах директор Сергей Стерхов демонстрирует готовность удовлетворить претензии жильцов. «Да, согласен, в подъездах мы не убираем – с этим тарифом я сейчас разбираюсь». Произвести перерасчет за уборку придомовой территории? Пожалуйста! При мне звонит помощнику (или помощнице) и просит принести бумаги: «По-моему, мы писали об исключении пункта «Содержание земельного участка» возле дома № 138…». Где-то через час нашего разговора выяснилось, что такое письмо до сих пор не составлено, хотя заявление Свичканёвой Р. С. поступило 3 июня. Сергей Александрович стал на ходу формулировать и диктовать текст по телефону: «Просим убрать с начисления и сделать перерасчет…».

Другой вопрос – плата за огородные участки, обихаживаемые исключительно силами жильцов. Здесь Стерхов непреклонен: «Вывести землю из общего пользования можно только по решению собственников, оформив протоколом. Эти огородики незаконны, и по идее мы можем выдать предписание, чтобы их убрали. Если людям хочется за ними ухаживать, пожалуйста, ухаживайте, но надо понимать, что эти участки входят в общую земельную территорию (т.е. в площадь уборки)».

Все жилищные услуги, настаивает директор, собственники получают. Диспетчер показывает мне журнал, где регистрируются заявки, отмечается их выполнение. Правда, соглашается, не всегда на высоте качество, но компания готова принять претензии. «Я говорю жильцам: зачем сразу жаловаться в ГЖИ, писать в прокуратуру? Приходите к нам, говорите о своих болячках, где и что плохо сделано, мы поработаем – нет проблем».

В то же время Стерхов признает, что жилой фонд, который он обслуживает, находится в плачевном состоянии (на Лесобазе у компании 148 домов, большая часть из которых 1975 года постройки). Чтобы привести его в порядок, нужны годы и деньги. «Нельзя говорить, что управляющая компания не занимается текущим ремонтом. Мы делаем, что можем, исходя из тех средств, которые к нам поступают. На сегодня платежи населения (по всем обслуживаемым домам) составляют 60%. Это 1 млн 200 тыс рублей в месяц (без вычетов). Тарифы невысокие, в пределах той суммы, которую мы отторговали, участвуя в конкурсе. Например, дом № 138 (жилая площадь 1000 кв.м) по ул. Камчатской должен платить в год за жилищные услуги 197435 рублей, дом № 116 – 90 тысяч. Что можно сделать на такие деньги? Одна задвижка к тепловому узлу стоит 1500 руб. А их нужно заменить в 80% домов… Не я же привел дома в ужасное состояние».

Да, виноват не Стерхов. Но он взял дома на обслуживание, согласился принять на баланс со всеми их проблемами и, значит, теперь не может кивать на плохого дядю, работавшего до него. По-хорошему, он должен был сделать полный техосмотр жилого фонда (если действительно покупал кота в мешке!), чтобы представить истинную картину. Затем обратиться к общему собранию собственников и разложить перед ними весь пасьянс, ничего не скрывая. Заодно решили бы все вопросы и с тарифами, и с видами работ по содержанию и ремонту жилых помещений. Какие-то пункты исключили бы и отдали на откуп жильцам, тем более что они привыкли их выполнять. На что-то, наоборот, увеличили бы сумму, чтобы иметь накопления. Уверена: не было бы тогда сегодняшних жалоб. Ну, а если есть угроза комфортному и безопасному проживанию жильцов, компания должна ходатайствовать перед муниципалитетом о субсидировании текущего ремонта. Вот такие шаги входят в понятие УПРАВЛЯТЬ, а не просто собирать деньги. Правда, Стерхов говорит, что менять тарифы и виды работы он не имеет права в течение года, поскольку дома конкурсные.

Удивил и озадачил рассказ Сергея Александровича о подготовке к зиме: «Опрессовку труб мы проводим, так сказать – для себя, чтобы проверить их на прочность. Но «Тепло Тюмени» (организация, отвечающая за качество теплоснабжения – О.Р.) ее у нас не принимает без промывки домовых систем отопления. А промывку УК произвести не может, так как 80% жилищного фонда не имеет запорной арматуры, запасных кранов…» (Стерхов тяжело вздыхает. Впрочем, он вздыхает все время, жалуясь на нехватку кадров, злостных неплательщиков, на жильцов, не входящих в его положение, на УФАС, которое гнобит компанию штрафами).

«Что же тогда делаете вы? – спрашиваю. – Может, циркуляционные линии меняете? Канализацию?» – «На это нет денег. В сентябре-октябре планируем утеплить трубопровод». – «В домах какая-нибудь работа проводится? Включат отопление, а трубы как рванут!». Стерхов (меланхолично): «Мы за этим следим, сейчас система заполнена водой. До конца августа обязаны составить документацию, чтобы получить паспорта готовности к отопительному сезону (у компании на обслуживании 176 домов)».

Можно не сомневаться: паспорт НЕГОТОВНОСТИ подпишут, дабы не портить общие показатели. Зимой же, в случае чего, мы мобилизуемся и явим миру чудеса героизма. Пока в нашей жизни есть место безответственности, будет и место подвигу.

Не позаботилась управляющая компания об установке коллективных приборов учета тепловой энергии и воды, хотя Закон под угрозой административной ответственности обязал установить их до сентября 2013 года. Однако С.А. Стерхов, ссылаясь на постановление № 151, на голубом глазу заявляет: счетчики должны устанавливаться по инициативе собственников или ресурсоснабжающими организациями.

На самом деле ответственность за их установку несет управляющая организация, поскольку именно ей передано на содержание общее имущество дома. Ресурсоснабжающая организация (исполнитель) заключает договор с управляющей компанией (заказчиком), которая, в свою очередь, должна подготовить тепловой узел к этой процедуре.

По словам С.А. Стерхова, ситуацию с нехваткой денег усугубляют еще и штрафы. В январе УК «Сквер» оштрафовали на 125 тыс. рублей за размещение неполной информации о компании, на 40 тысяч – за услуги ненадлежащего качества. Кстати, по факту наличия мусора на придомовой территории по ул. Камчатской, 138 также подготовлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении.

Но ведь штрафы не должны выплачиваться из кармана жильцов… Штраф наложен не на потребителя, а на компанию за плохую работу. Собственники жилья уже заплатили один раз – за нормальную работу, а с них, получается, берут вторично, в виде штрафа.

Больной вопрос любой организации, обслуживающей многоквартирные дома – своевременная оплата за жилищно-коммунальные и прочие услуги. Собственники домов-жалобщиков с ул. Камчатской не исключение. Не платят по разным причинам, в том числе и в знак несогласия с плохим обслуживанием и надуманными услугами. Уж очень хитрая эта статья – техобслуживание.

Директор говорит жильцам: «Вы платите, и мы будем обслуживать дома, как надо». Они отвечают: «Мы заплатим, но вы работайте, как должно». В результате управляющая компания как бы делает, а жильцы как бы платят.

Это происходит не потому, что в людях якобы не проснулся хозяин, собственник, о чем так любят рассуждать с разных трибун. Призывы брать управление в свои руки остаются декларациями. Российские собственники по-прежнему бесправны: они не могут распоряжаться имуществом своего дома, утверждать расценки, определять виды необходимых, на их взгляд, работ по дому. Управляющие организации толком не отчитываются перед жильцами – хорошо, если вывесят краткий отчет с перечислением мероприятий. А сколько и на что потрачено – поди узнай. Для этого надо проверить акты выполненных работ… Это можно. Теоретически. А поддержка тех, кто должен помогать людям по долгу службы, сводится к совету обращаться в суд.

Ну, а что касается вышеперечисленных домов... Может, такая ситуация сложилась отчасти из-за того, что их пообещали снести? И чего, дескать, в них вкладываться?!

Автор: Ольга РАДУТНАЯ, Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/