Медиакарта
16:00 | 11 апреля 2021
Портал СМИ Тюменской области

Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству…

Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству…
11:01 | 02 сентября 2010

Владимир Путин проехал на “ладе-калине” от Читы до Хабаровска

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН (рис.)

Всю прошедшую неделю премьер Владимир Путин работал на Дальнем Востоке, где облазил «медвежьи углы» и провел целую серию совещаний, посвященных рыбной отрасли и ветхому жилью. А под занавес недели проехал за рулем автомобиля Lada Kalina Sport по трассе Чита – Хабаровск более двух тысяч километров.

Магистраль «Амур», по которой в скором будущем будут курсировать три тысячи автомобилей в сутки, проходит по Забайкальскому краю, Амурской области и Еврейской АО. Она связывает Дальний Восток с опорной сетью дорог страны, являясь основным составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Владивосток –Москва – Санкт-Петербург протяженностью около 10 тысяч километров. Ширина проезжей части «Амура» – 7 метров, расчетная скорость движения – 100 километров в час. Протяженность – 2097 километров. Новая дорога поможет наладить регулярные транзитные перевозки от берегов Балтики до Тихого океана и в обратном направлении.

Историческая справка

Строительство «Амура» началось в 1966 году. 13 июля Совет Министров СССР принял постановление, которому сразу был присвоен гриф секретности (вспоминайте историю отношений с Китаем тех лет), о создании стратегической трассы Чита – Хабаровск. К строительству приступили только в 1978 году. Темп составлял около 35 километров в год. Первоначально работы велись Министерством обороны, руководство которого сформировало три бригады и дислоцировало их в Читинской и Амурской областях. Уже в 1979 году стройка практически замерла. А с 1983 года силы дорожников направили на строительство дорог в Красноярском крае. Прокладка «Амура» продолжалась эпизодически.

В начале 1990-х годов к строительству магистрали обратились вновь. Тогда была сформулирована качественно новая цель: построить общедоступную автодорогу. К 1994 году было построено 605 километров, подъезды к Чите, Благовещенску и Хабаровску. Проезд от Читы до Хабаровска по таежным просекам был крайне сложен. Путь, по которому Владимир Путин совершил, с продолжительными остановками, свой трехдневный маршрут, занимал минимум пять суток плотной езды.

С 1995 года решили ускорить строительство и с использованием ранее проложенных местных дорог проложили ещё 389 километров. Оставалось пройти более 1000 километров. Из них 372 километра – по первозданной тайге. В 1996 году были сданы в эксплуатацию 134 километра. При этом объем новых участков, проложенных за это время, составил всего лишь около 30 километров.

Простейшие расчеты показывали, что стройка могла растянуться на 30 лет. Тем более что из-за общей экономической обстановки в стране строительство трассы приостановилось.

В июне 2000 года новый президент Владимир Путин, открывая совещание в Благовещенске по итогам своей поездки на Дальний Восток, выразил намерение «в короткие сроки завершить строительство». В 2001 году Росавтодор на строительство дороги направил 26 процентов от общего объема финансирования всех дорожных объектов России. Было введено в эксплуатацию 78,8 километра трассы; в 2002 году – 120,4 километра. После этого в России появилась возможность технологического проезда автомобильного транспорта из западных районов на Дальний Восток и в обратном направлении («прелести» такого проезда, где по уши увязали в грязи большегрузные автомобили, иногда показывали по ТВ).

В 2003 году ввели в строй уже более 350 километров дороги. Одновременно проводилась реконструкция участков, проложенных в 1970-1980-е годы. На нужды строительства из федерального бюджета в 2003 году было выделено 5 миллиардов рублей. Тогда-то и была поставлена задача: завершить прокладку трассы к 2010 году. В 2009 году на строительстве дороги трудились около 10 тысяч человек, а из федерального бюджета было выделено около 1,5 миллиарда рублей, информирует «Российская газета». Исторический автопробег, живописует «Коммерсант», начинался так. Рано утром у здания, где ночевал в Хабаровске Владимир Путин, появилась канареечного цвета машинка Lada Kalina Sport. Уже само по себе сочетание «Калины» со «спортом» вызывало противоречивые чувства.

На вопрос одного из журналистов, почему у машины цвет такой странный, «желтенький», один из разработчиков, Александр Третьяков, сердито пояснил, что «цвет молодежный, канареечный». «Обычный серийный цвет».

По утверждению участников концессии, это был «обычный серийный автомобиль» (правда, никто из разработчиков не считал нужным уточнить, что машина, перед тем как выйти на трассу, прошла доводку в гараже особого назначения управделами Президента РФ и сама по себе являлась продуктом мелкосерийным).

На крыльцо резиденции вышел Путин. Тут же появились телекамеры, перед которыми он назвал дорогу Чита – Хабаровск «исторической в жизни России», потому что «до сих пор Россия никогда не была от начала до конца связана шоссейными трассами».

Премьер объяснил, что разработчики просили поставить на трассу именно эту машину. Цвет его, кажется, не смутил.

– Я только вчера цвет увидел, – произнес премьер. – Ну и что? Молодежный... В дорогу Владимир Путин взял термос и набор аудиодисков: Beatles, «Машина времени», «Чайф», Григорий Лепс, «Золотое кольцо» и Поль Мориа. Набор был доведен до представителей СМИ.

Дело в том, что после встречи Владимира Путина с представителями творческой интеллигенции, где Путин якобы не узнал рок-музыканта Юрия Шевчука, Интернет запестрел замечаниями типа: «Кто же тогда нами руководит?!». Позже Всемирная паутина приняла другую тональность: «Эти ребята, думая, что мир крутится исключительно вокруг них, утратили чувство реальности!».

Как говорится, выбирай любое. Набор же дисков был для интеллигенции своего рода сигналом, что премьер – человек, в общем, наш. Ну, обиделся за своего помощника, фамилию которого не помнил Шевчук, и в отместку «не узнал» его – бывает!

Тем временем желтая, похожая на божью коровку «Лада», в сопровождении солидных внедорожников шла по трассе. Долго ли, коротко ли ехал премьерский кортеж, неизвестно. Но через некоторое время на дороге оказались люди. Путин нажал на тормоз. Люди бросились к нему, и один протягивал ему телефон и срывающимся голосом кричал в этот же телефон:

– Да он это, он, Путин! Я тебе говорю!

– Пить надо меньше! – отвечал раздосадованный женский голос. Очевидно, на том конце трубки не поверили.

Попадавшиеся на трассе местные жители, отмечает «Время новостей», изумлялись: «Отчего это глава правительства вдруг заездил на «Ладе», не случилось ли чего-нибудь?» – «Машина отличная. Слушайте, я даже не ожидал. Говорю без всякого преувеличения…», – отвечал премьер.

Однако жители рассказывали, что предпочитают «японки» – весь Дальний Восток сидит на них. Премьера и это не смущало, он продолжал убеждать «приобрести отечественную машину» – граждане в ответ молча кивали, а как только разговор заканчивался, садились на свои «японки» и уезжали в неизвестном направлении.

Примерно такой же реакция на российский автопром оказалась и у водителей-дальнобойщиков. Остановившись на одной из немногих больших стоянок с кафе и техобслуживанием для большегрузных автомашин, глава правительства увидел восемь грузовиков, из которых семь были американскими «фредами», один КамАЗ, и пошел выяснять, в чем дело.

– На американских машинах и управление легче, и места спальные широкие, даже холодильники стоят. КамАЗ, мало того что ничего этого не имеет, но он ещё очень дорог. Нам проще купить бэушный американец, чем новый КамАЗ, – говорили дальнобойщики. – Как бы Америку ни ругали, но она – единственная страна, которая делает автомобили для людей.

Да и как иначе, если там протяженные дороги.

И вновь пошли километры трассы, где премьера ждала ещё одна примечательная встреча. В палатке на обочине Владимира Путина ждали несколько женщин. Здесь был стол, стулья, чай, конфеты. Путин хотел было угостить женщин их чаем, они отказались. Они хотели «переехать из бараков, из отвратительных условий, в нормальные».

Причем нормальные условия строителей тех мест, отмечает «Коммерсант», столь отличаются от наших нормальных условий, что мы о таких условиях даже думать не хотим.

Премьер пообещал женщинам, что «им построят жилье по санитарным нормам» и «сделают это в ближайшее время». Услышав такой ответ, одна из женщин машинально взяла со стола конфету и проглотила, не разжевывая. Другая кому-то отчаянно звонила, взволнованно пересказывая только что состоявшийся разговор.

Эти люди имели право требовать действительно хороших условий, потому что именно они начинают строить Нижне-Бурейскую ГЭС, куда заехал глава правительства, чтобы залить первый бетон в её основание.

Владимиру Путину объяснили, что «когда пойдет первый бетон», надо бросить в него часы. «Такова традиция».

– Желтоватые такие полетели, – рассказывал плотник-бетонщик Михаил Катринец. – Так и ушли в бетон. Я даже не успел посмотреть время.

А премьерская «божья коровка» вновь колесила по трассе. В субботу и воскресенье Путин, преодолев расстояние 750 километров, заехал на гордость российского ракетостроения, космодром Восточный. С 2018 года запуск всех российских пилотируемых космических кораблей будет полностью осуществляться оттуда. За три года до этого с космодрома начнут отправлять ракеты-носители с различными грузами и спутниками.

Ранее здесь находилась расформированная по договоренности с США ракетная дивизия, подсказывает «Эксперт». В связи с этим к американцам у жителей брошенного поселка «особенно трепетное отношение».

– Восточный будет возведен гораздо быстрее, чем строилась дорога Чита – Хабаровск, – заверил присутствующий Иванов.

Вице-премьер сообщил, что правительство на строительство первой очереди выделило 24,5 миллиарда рублей. «Это несмотря на кризис». Вокруг космодрома создадут широкую инфраструктуру. Здесь будет город с населением в 30-40 тысяч человек.

Другой инфраструктурной радостью премьера стало открытие участка нефтепровода из России до границы с Китаем. До сих пор основные потоки (120-130 миллионов тонн ежегодно) шли в Европу, Азиатско-Тихоокеанскому региону отводились небольшие объемы. «Но с пуском этого участка через восточную трубопроводную систему к берегу Тихого океана, – говорил Путин, – мы будем поставлять 30 миллионов тонн нефти, а при расширении – до 50 миллионов тонн. Это уже заметная конкуренция европейскому маршруту».

По словам Владимира Путина, трубопровод – «это не просто поставки сырья в Китай, это многоплановый проект, он диверсифицирует российские нефтепоставки…».

…Можно по-разному оценивать этот автопробег – личный пиар премьера, промо-акция «АвтоВАЗа» (кстати, с 1 сентября завод повышает в среднем на 2 процента отпускные цены на весь модельный ряд), предвыборная кампания, «ручное управление» проектами, демонстрация, что «государево око» не дремлет. Очевидно одно – таких поездок за все время нахождения Владимира Путина на высших должностях ещё не было.