23 августа исполняется 71 год великому сражению под Курском.
Много написано книг, воспоминаний о тех далёких военных событиях. Пока ещё есть живые свидетели той страшной битвы, но чем больше проходит времени, тем больше у них стирается из памяти, как это всё было. Мы, непосредственные участники тех сражений, должны как можно больше оставить для истории, для будущих поколений сведений о войне, чтобы она никогда больше не повторилась. Тем более сейчас, когда фашизм вновь поднимает голову.
Я участвовал в боях на Курской дуге в составе 4-ой гвардейской Кантемировской танковой дивизии Воронежского фронта в разведывательной группе. Был старшим разведчиком.
Чтобы читатель мог представить значимость и мощь тех событий, скажу о концентрации войск как со стороны Германии, так и со стороны Советского Союза.
В зимнее время 1942/43 годов наши войска продвинулись вглубь немецкой обороны свыше двухсот километров. Получилось своеобразное начертание линии фронта в форме огромной дуги, обращённой выступом в сторону противника. После этого бои на время прекратились. Когда в июне 43-го мы приехали в Курск, на фронте было затишье, шла подготовка к сражениям. Войска оснащались новым вооружением, отрабатывалось взаимодействие между ними, солдаты рыли окопы, создавая две линии обороны, ремонтировали технику.
К немцам тоже поступали новые танки и самоходные орудия. Их «Тигры» имели лобовую броню 100 мм, бортовую – 80 мм, в башне находилось орудие калибра 88 мм. Ещё одной боевой машиной пополнились вражеские войска. Ею стала «Пантера», имевшая броневую защиту 40 мм. На Курской дуге впервые использовалась тяжёлая самоходно-артиллерийская установка «Фердинанд» класса истребителей танков, броневая рубка которых собиралась из 200-мм (лоб) и 80-мм (борта и корма) броневых листов, расположенных под наклоном для увеличения снарядостойкости. САУ оснащалась 88-ми миллиметровой нарезной пушкой.
5 июля фашистские войска пошли в наступление. Общий замысел германского командования сводился к тому, чтобы окружить и уничтожить оборонявшиеся в районе Курска войска Центрального и Воронежского фронтов. В случае успеха предполагалось расширить фронт наступления и вернуть стратегическую инициативу. Для реализации планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2 700 танков и штурмовых орудий, около 2 050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинанд», самолёты-истребители «Фокке-Вульф -190-А» и штурмовики «Хейнкель-129».
Впереди выступали танки и штурмовые орудия под прикрытием артиллерийского огня и авиации, за ними шла пехота.
Начались ожесточённые бои с переменным успехом. Немцам удалось прорвать нашу оборону и вклиниться на Западном направлении на 8–10 км, на Южном – на 23–35 км.
Советское командование решило помешать дальнейшему продвижению гитлеровцев, и 12 июля в 8 часов утра после авиационного обстрела и артподготовки наши войска перешли в наступление через Прохоровку.
У противника были свои планы. После неудачных попыток продвинуться к Курску, он решил это сделать тоже через Прохоровку. И так получилось, что операцию назначили также на 12 июля.
Началось крупное встречное сражение, в котором с обеих сторон участвовало огромное количество самолётов, артиллерии и танков. С немецкой стороны было 700 танков, в основном «Тигры», «Пантеры» и «Фердинанды». У наших насчитывалось 850 боевых машин, из которых 500 – Т-34, а остальные лёгкие.
На поле боя всё смешалось: люди, техника… Всё вокруг взрывалось и пылало. Горела даже земля под ногами, и казалось, что на ней никогда больше ничего не будет расти. Из подожжённых танков выскакивали бойцы, объятые огнём, словно факелы. Многие так и оставались внутри салонов. При взрыве снарядов в танке башню сносило, а люди погибали.
Подводя итоги Курской битвы, маршал Советского Союза К.Г. Жуков сказал, что это было самое крупное танковое сражение, такого за всю войну больше не было.
В последующие три дня гитлеровцы пытались улучшить занимаемые позиции, но безуспешно. Немецкое командование вынуждено было отказаться от замысла окружения наших войск на Курской дуге и принять срочные меры по организации обороны.
К исходу 23 июля войска Воронежского фронта вернулись к тому положению, которое они занимали к началу оборонительного сражения, и приступили к подготовке к наступлению, продлившейся с 24 июля по 2 августа. В ней были задействованы все разведчики.
3 августа после трёхчасовой артподготовки и ударов авиации советские войска двинулись на врага. 5 числа штурмом был освобождён Белгород, впереди был Харьков.
После взятия города Грайворона 4-й гвардейский танковый Кантемировский корпус под командованием генерала Полубоярова вышел на подступы к Ахтырке.
В эти дни особо отличилась танковая рота 12 гвардейского танкового полка, которой командовал капитан Терещук. В течение двух дней четыре боевые машины отбивали яростные атаки фашистов, удерживая железнодорожный вокзал. Уничтожив 6 танков, 5 бронемашин, до 150 солдат, наши ребята вышли из окружения. За стойкость и мужество, проявленные в этом сражении, Терещуку было присвоено звание Героя Советского Союза.
В результате усиленных боёв наши войска подошли к Харькову, и в ночь на 23 августа начался штурм города. Уже утром он был полностью освобождён от врага. Так закончилась Белгородско-Харьковская операция, а вместе с ней и вся Курская битва.
3 мая 1995 года в канун празднования 50-летия Великой Победы на Прохоровском поле был открыт памятник Победы – Звонница. Под барабаном на четверике закреплён набатный колокол, служащий символом возвещения о победе на этом ратном поле. Он звонит через каждые 20 минут (или три раза в час: первый звон – о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо-татар. Второй – о солдатах Бородино, верных сынах России. Третий – в память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом за свободу Отечества. От Звонницы проложены три прекрасные зелёные аллеи – дубовая, берёзовая и липовая – символ единства трёх полей.
В августе 2008 года в день освобождения Белгорода в составе тюменской делегации мне посчастливилось побывать в местах боевой славы: Белгороде – городе первого салюта, на Танковом поле, где проходило величайшее танковое сражение, а также в городе Прохоровке. Мы посетили ряд музеев, знаменитую панораму «Курская битва». Были мы и у Звонницы. Радует, что белгородцы чтят память тех великих военных событий.
Белгород – это действительно белый город, в котором проживают 340 тыс. человек. Он буквально поднялся из руин, многоэтажные белые корпуса – украшение города. Везде идеальная чистота и порядок, и поддерживают их сами жители. И не верится, что после войны здесь оставались целыми всего три дома, все остальные сгорели или были разрушены при бомбёжке. На их месте фашисты устанавливали виселицы для «непослушных» белгородцев.
Скоро наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, в ходе которой Курская битва ознаменовала в ней завершение коренного перелома.