Память о фотокорреспонденте Владимире Турбине жива
Лица… Такие разные лица людей! Один заинтересованно-деловой, другой добродушный, третий задумчивый. Как он мог разгадать глубины человеческой личности, уловить мимолетное настроение человека и так мастерски показать его в фотоснимке?! Это могло быть только от Бога. Это талант. И большая любовь к людям, к нашим землякам.
Еще раз вспомнить замечательного фотокорреспондента нашей редакции дал повод – 70-летний юбилей Тюменской области. Многие мгновения ее истории сохранились для потомков благодаря подвижническому труду Владимира Турбина.
К юбилейной дате на третьем этаже Дома печати, рядом с помещением, в котором находилась фотолаборатория, появилась экспозиция, посвященная Владимиру Терентьевичу. Тут же музей фотожурналистики Тюменской области, недавно созданный в редакции при помощи читателей газеты и вдовы Владимира Терентьевича, Нины Александровны. Мне как журналисту приятно, что и в экспозиции, и в оформлении музея использованы мои откровения, ведь мне повезло работать вместе с Мастером!
Резонанс
При подведении итогов своего личного года, а это был конец 2012-го, очерк о Владимире Турбине «В снимки он вкладывал душу» показался мне самым достойным из моих профессиональных достижений. Бывает непросто выразить свои чувства в словах, если человек тебе дорог. Тогда, два года назад, на помощь пришли и друзья, и бывшие коллеги Владимира Терентьевича, которые поделились своими чувствами и воспоминаниями, а главное – помог его сын Евгений Турбин, рассказавший много интересного об отце. Странно, но из моего текста в публикации 31 августа 2012 года на одном из этапов воплощения будущей газеты в осязаемый продукт исчезли слова благодарности Евгению Владимировичу. Текст полностью, наверное, не входил, и при верстке сократили. Так что пусть теперь благодарность ему прозвучит в начале очередной журналистской работы, посвященной незабываемому, обожаемому, неподражаемому Владимиру Турбину!
После публикации «В снимки он вкладывал душу» редакция получила письмо с благодарными словами и воспоминаниями от читательницы из Тюмени, заслуженного работника культуры РФ Фаины Дранишниковой, в прошлом заведующей клубом Тюменского мясокомбината.
«Когда прочитала статью про Владимира Турбина, то не смогла промолчать, – пишет читательница. – Очень уважала его и его жену Нину Александровну. Они вместе работали, когда я была у них с просьбой. В 1993 году мясокомбинату исполнялось 80 лет. Было решено создать музей боевой и трудовой славы предприятия. Мне приносили старинные фотографии бывших работников мясокомбината, датированные начиная с 1913 по 1993 год. Снимки нужно было переснимать, увеличивать, приводить в порядок. Мне подсказали обратиться к Владимиру Турбину. Он согласился помочь. Владимир Терентьевич переснимал, увеличивал старые фотографии и оформлял их на стенды. Очень добросовестно относился к делу, я была довольна его работой. Да, это правда: в снимки он вкладывал душу. Старые фотографии как будто оживали, становились светлыми и чистыми. Большое спасибо за статью о Владимире Турбине! Я очень много узнала о Владимире Терентьевиче. Очень жаль, что он ушел из жизни так рано».
Фотоохота
В прошлый раз не все вошло в публикацию из набранного для статьи материала. Например, рассказ пенсионера Владимира Забытова об увлечениях своего друга. Приведу не публиковавшуюся ранее забавную и трогательную историю об отношении Владимира Терентьевича к живой природе. Владимир Вячеславович вспоминает:
– Это случилось во время путешествия на велосипедах до Свердловска летом 1960 года. Остановились на привал вечером, но было еще совсем светло. Разожгли костер, поставили варить кашу. Кругом тишина, только квакала лягушка. Вдруг Володя берет фотоаппарат и в сторону от костра.
– Ты куда? – спрашиваю.
– Хочу лягушку сфотографировать, – ответил он.
Ну и я с ним. Так в поисках лягушки про кашу и забыли. Естественно, она сильно подгорела. Но несколько кадров в беготне мы все-таки сняли.
Родственные души
Решив познакомиться поближе с вдовой дорогого коллеги, Ниной Александровной, приехала к ней домой. Тихая, уютная хрущевка в районе КПД. Как и ожидала, на стенах увидела картины. Закат над рекой, березовый лес ранней весной, сорока примостилась на заборе…
– Эту картину ему подарил Коробейников, эту Токарев, – начала перечислять Нина Александровна имена известных тюменских художников. – Вот в этом альбоме Александра Павлова вся фотосъемка его. Очень дружил с художниками. Много работал с искусствоведом Натальей Сезевой. В фотоальбоме «Тюменский ковер» много его снимков. Мастериц снимал, их работы. Любил мастеровых людей. Сам переплетал книги. Журналы «Юность», «Роман-газету» в переплет оформил: хороших книг тогда мало продавалось, а в журналах можно было найти много интересного. После турпоходов для каждого участника, а их человек пятнадцать бывало, делал фотокниги.
– На свои деньги?
– А как же. Мы тогда об этом не думали. Раньше человеческие отношения были теплее. После перестройки многое изменилось. С экономикой понятно, но почему люди-то поменялись?
Турбины прожили вместе сорок лет. Объединяли их и общие увлечения, и работа. Когда познакомились, оба трудились на мебельной фабрике: Нина в клубе, Володя – в мебельном цехе. Уже в молодом возрасте парень был очень серьезным. Его уважали. Руки у него были золотыми, многие обращались к Владимиру Терентьевичу за помощью. Молоденькая девушка увидела в нем трудолюбивого, надежного человека. Однажды Владимир снимал коллектив фабрики на первомайской демонстрации. Снимки сушил дома. Друзья Нине сообщили: «У Турбина по всем стенам твои портреты висят!» Оказывается, влюбленный только на нее фокус и наводил!
– Он бы во ВГИК поступил, мечта была. Но пошел работать на моторный завод, чтобы квартиру получить, – продолжала Нина Александровна.
Позже оба работали в телецентре: Владимир, конечно, фотографом, Нина – в киноцехе, обрабатывала кинопленки. На несколько минут тюменского эфира работала бригада в 15 человек. Больших специалистов в киноцехе не было, и жена нередко обращалась к мужу за консультацией. После перестройки пытались организовать коммерческую структуру, но бизнеса не получилось, ведь привыкли строить отношения на взаимопомощи.
– Пусть не нажили богатства, зато сколько хороших людей встретили на пути! – Нина Александровна тепло улыбнулась и пригласила попить чаю.
Спасибо вам, милая, хрупкая муза фотохудожника!
Родная земля
С первого дня существования газеты «Тюменская правда сегодня» (прежнее название нашей газеты, если помните) Владимир Турбин сотрудничал с редакцией, а потом вошел в штат. Заместитель главного редактора Раиса Ковденко вспоминает:
– В новой редакции своей фотолаборатории не было. Какая лаборатория, если у нас один стол и одна табуретка! Турбин на первых порах снимал своей техникой, а проявлял пленку и печатал фото у друзей на улице Воровского. И ведь успевал в день съемки привезти фотографии в номер!
Но чаще, по воспоминаниям Нины Турбиной, в фотолаборатории, выделенной Владимиру Терентьевичу Союзом художников, он засиживался допоздна, чтобы к утру принести снимки в редакцию. Домой возвращался в два ночи, шел с улицы Воровского пешком. А она ждала…
К 55-летию Великой Победы газета готовила цикл очерков об участниках войны. Раиса Петровна вместе с Владимиром Терентьевичем отправились в Исетский район, в деревню Битюки. Там жил участник Парада Победы в Москве. Был апрель, припекало солнышко, природа начинала оживать. А места в Битюках живописные! Пригорки да овражки, река игривая рядом. «Обязательно приеду сюда на майские праздники и знакомых художников приглашу, – восторженно пообещал Владимир Терентьевич. – Пусть рисуют!»
Попросил газету…
Я сама познакомилась с Владимиром Турбиным, еще не работая в «Тюменской правде сегодня», – где бы вы думали? – на фестивале туристов и путешественников «Одиссея»! Седовласый очень приятный фотограф подошел к костру нашей веселой компании и предложил нас сфотографировать для газеты.
– Ты садись на бревно, – предложил он балагуру Женьке Минину, державшему гитару. – Вы, ребята, рядом, а вы, девушка, – обратился он ко мне, – положите руку гитаристу на плечо. А теперь – улыбочка!
Как старый фотограф с большим черным ящиком-камерой или как художник, он рассаживал людей, выстраивая композицию. И все получалось красиво, как на картине.
Всего три года выпало мне работать с ним в редакции, и каждое задание, на которое ходили вместе, превращалось в удивительное, радостное приключение: если с другом вышел в путь, веселей дорога! По своей инициативе он снимал редакционные вечеринки и дарил нам потом фотографии. Мы все очень любили его. Руководство – за надежность, коллеги – за человеческую теплоту. Вся редакция огорчилась и недоумевала, когда стал известен страшный диагноз Владимира Терентьевича – онкология. Может быть, это случилось потому, что весь негатив он держал в себе и никогда не выплескивал на окружающих? Он очень любил жизнь, был кипучей натурой, не терпел безделья и болел душой за успех родного коллектива. Помню, когда пришла в онкодиспансер попроведать Владимира Терентьевича, он первым делом спросил: «А газету принесла?»
После смерти Владимира Терентьевича все фотопленки Нина Александровна отдала в Государственный архив Тюменской области. Снимки остались в редакциях газет. А фотоаппарат взяла в руки внучка – Мария Турбина.
Увидимся!
Может быть, оглянуться назад, в прошлое, нужно для того, чтобы шагнуть в будущее? Официальная церемония открытия музея тюменской фотожурналистики, центральные стенды которого посвящены Владимиру Турбину, намечена на 26 августа. По словам главного редактора газеты Александра Скорбенко, музей станет данью памяти людям, которые отдали жизнь фотожурналистике и увековечили судьбы Тюменской области. На церемонию редакция приглашает родных Владимира Турбина, ведущих фотокорреспондентов, представителей органов власти региона.
Оформляя экспозицию, Мастером доброй улыбки назвал своего тезку дизайнер Владимир Соловьев. Завхоз Елена Ершова призналась:
– Хотя и не знала его, но уже по фотографии могу судить, что это был очень добрый человек.
Владимир Терентьевич, мы вас помним! Верю, что ваша душа слышит нас!
Автор: Светлана ХОЗЯИНОВА